Недавно в Латвии состоялась международная конференция масонов. На сей раз то, о чем обычно говорили между собой таинственные масоны, могли слышать и многочисленные приглашенные гости, и пресса. Руководители масонских лож из 12 европейских стран обсудили проблемы вольных каменщиков в меняющейся Европе.
Вся правда о вольных каменщиках
В рамках события открылись две весьма интересные и необычные выставки, посвященные масонскому движению: историческая — в Музее истории Риги и мореходства, и книжная — в Государственной библиотеке. «Час» беседует с заместителем Великого мастера Великой ложи Латвии Андрисом Ругенсом.
Не надо нам приписывать чего нет
— Не означает ли происходящее, — спросил «Час» заместителя Великого мастера Великой ложи Латвии Андриса Ругенса, — что появилась необходимость раскрыть некоторые тайны и разъяснить сущность движения и его цели, чтобы снять подозрительность и недоверие к масонам, порожденные скрытностью вашего братства?
— Не совсем так, — ответил господин Ругенс. — Тема конференции предполагала само- оценку, подведение итогов и определение нашего места в современном мире. Мы пришли к выводу, что на нынешнем этапе все еще сохраняется потребность в таких консервативных структурах, как наша, и в ее некоторой обособленности от общества.
В этой эмблеме циркуль изображает небесный свод, а угольник — землю.
Свое назначение мы видим в позитивном влиянии на общественную жизнь. К сожалению, сейчас появилось много сенсационных слухов и даже публикаций о всемирной паутине тайных лож, опутавшей мир и определяющей деяния правительств и судьбы народов. Поэтому, возможно, действительно настал момент, когда необходимо рассказать людям о сущности масонства и отмежеваться от всего, что нам приписывают.
— В последнее время публиковалось довольно много сообщений о том, что с 1995 года Латвией правит масонская ложа, в которую входят такие известные деятели политики, как Андрис Шкеле, Янис Наглис, Андрис Грутупс, Гундарс Берзиньш и еще целый ряд известных личностей.
— О пресловутой встрече в Яунмокском замке не писали лишь самые ленивые. Но должен всех огорчить: никто из упомянутых персон, кроме бывшего депутата Рижской думы Олега Батаревского, не является и никогда не был масоном. Я не уверен в существовании тайных обществ избранных политиков, но, даже если таковые и есть, к масонам они не имеют никакого отношения.
— Писали и о том, что президент Вике-Фрейберга была членом масонской ложи…
— Масонство — сугубо мужская организация. Традиция эта восходит к временам, когда в братстве состояли каменщики, а это не женская профессия. Согласно нашим законам женщин в ложи не принимают, даже если это президент.
Правда, в Америке и в некоторых европейских странах дамы создали свою ложу, но это структурные единицы феминистического движения. Что касается Вайры Вике-Фрейберги, то некоторое время она состояла в ордене Креста Розы, где большое внимание уделяется тренировке сознания и совершенствованию интуиции. Может, это и помогает ей в ее нелегкой должности, но сейчас, мне кажется, ей не до мистических практик. К тому же «розенкрейцеры» — не масонская организация.
Здесь я просто человек
Масонский молоток — символ земной власти.
— Вы сказали о позитивном влиянии масонов на общественную жизнь. Ставят ли они перед собой политические задачи?
— Ни в коем случае! Это противоречит масонской конституции. Один из главных постулатов масонов — запрет на обсуждение политических, религиозных и национальных проблем. Мы не должны говорить о женщинах и обсуждать чужие дела. Поэтому политические дебаты, тем более принятие решений, у нас исключены. И когда слышишь разговоры типа: если бы я был масоном, я бы поставил новое, справедливое правительство или не допустил, чтобы в него вошли такие-то и такие, — это полная чушь. Ни политику, ни финансы мы не обсуждаем.
— О политике — нельзя, о деньгах — нельзя, о женщинах — ни-ни и о чужих делах — тоже, а о чем же вы тогда говорите?
— Масонство — это духовное братство. В него идут люди, ищущие в духовном и интеллектуальном смысле себе равных. По разным причинам их не удовлетворяют в полной мере церковные учения, они не склонны и к восточному мировоззрению. В масонстве они постигают истины и находят пути самоусовершенствования.
— Каким образом?
— Через разнообразные эмоциональные ритуалы. Когда вы находитесь в храме, где звездное небо и горящие свечи, а рядом 30 или 50 мужчин держат друг друга за руки, вы чувствуете некую общность в мире, где все связаны одним светлым внутренним переживанием. Предметом этих переживаний может быть один из тех, кто стоит рядом, или вы сам.
И в общем порыве чувств вы ощущаете возможность истинного братства между людьми, испытывать удовлетворение и радость от того, что рядом с вами человек другого вероисповедания, национальности, другого цвета кожи, сословия и при этом он вам близок, как родной брат.
Масонство часто выбирают люди, достигшие определенного материального и социального благополучия, политики, банкиры, в какой-то момент они понимают, что, не будь они в своем кресле или не имей они этого капитала, отношение к ним в обществе было бы иным. Это многих угнетает. А в масонстве нет этих мирских критериев, рядом с вами может оказаться «простой инженер» или бывший министр, действующий чиновник высокого ранга или садовник. И все называют друг друга по имени и испытывают ни с чем не сравнимое чувство общности.
Наши древние ритуалы сродни греческим или египетским мистериям, суть традиции которых в передаче человеку нечто такого, что заставляет его задуматься о смысле в жизни и смерти, как он должен вести себя в обществе и относиться к людям.
В нашей ложе есть представители королевских домов Европы. Приходя на собрания, они с облегчением говорят:
— Слава богу, здесь мне ни- кто не говорит «ваше сиятельство». Я могу сидеть и чувствовать себя просто человеком.
И если рядом со мной окажется, скажем, президент Буш, он будет называть меня Андрис или брат, а я его — Джордж. Все масоны — братья.
И все-таки они действуют
Врата для посвящаемого.
— Но это все проявление вашей интравертности. А в чем смысл вашего позитивного воздействия на общество?
— Тот, кто самосовершенствуется через масонство, становится в общественном смысле очень активным. Поэтому многие масоны играли выдающуюся роль в истории, положительно влияли на то или иное решение в рамках занимаемого ими поста, оказывали помощь и поддержку здоровым силам общества. Они противостояли решениям о начале войн, предотвращали преступления, боролись за человеческое достоинство.
Из масонов вышло много революционеров не потому, что на собрании ложи решили организовать революцию, а из-за того, что человек с высокими моральными принципами видит несправедливость и активно с нею борется. Даже в одиночку.
— Как же осуществляют свою деятельность масоны?
— В Латвии уже первые масоны внесли большой вклад в развитие гуманистических идей. Знаменитый философ Иоганн Готфрид Гердер, преподававший в школе Домского собора, одним из первых привлек внимание к уникальности латышского фольклора, Гарлиб Меркель написал книгу «Латыши» и привлек внимание к проблемам маленького народа, благодаря усилиям видземского супер-интенданта масона Зонтага в Балтии отменили крепостное право раньше, чем в остальной России. Никто ни на каких собраниях лож не поручал этим людям делать что-либо подобное. Но, восприняв идеи масонства, они творят добро.
Членом масонской ложи был второй президент Латвии Густав Земгалс. Он входил в так называемое думское масонство в России, в котором были Керенский, Милюков, Чхеидзе, Борис Савинков. Это было объединение лож «Великий восток». Масонами были и высшее чиновничество Первой независимой республики Латвии, в том числе три министра ино- странных дел — Зариньш, Билманис и Мюнтерс. Все они (кроме Мюнтерса) оставили по себе добрую память. Они были членами шведской ложи, которой руководил брат короля. В Швеции, как и в Великобритании, по традиции масонами руководит представитель королевского дома. Масоны премьер Израиля Исаак Рабин и король Иордании Хусейн заключили мирный договор и прекратили бессмысленную войну.
Партийность, национальность, вероисповедание
— Все эти три категории у масонов не играют никакой роли. В наших рядах есть представители практически всех политических партий Латвии. Кроме коммунистов и нацистов: они несовместимы с масонством. Хотя Ленин в начале своей партийной карьеры был масоном. Но потом пришел к выводу, что это либеральные игры, и отошел от масонства, прежде всего из-за морали.
«Марксизм в себе не содержит ни капли морали, кто этого не понял, тот никогда не поймет марксизма», — написал он тогда. Масоны исключают и коммунизм, и нацизм. Хотя я бы сказал, что левые партии больше тяготеют к масонству. Португальские и испанские социалисты — почти все масоны.
Что касается веры, то она проявляется только в ритуале вступления: христианин дает клятву на Библии, мусульманин — на Коране, еврей — на Торе и так далее. Масонство предполагает толерантность: никто не должен спрашивать национальность человека и какого он вероисповедания.
С легкой руки депутата Российской думы Пуришкевича нас часто объединяют одним понятием: жидомасоны. Полный нонсенс. В Англии есть несколько лож (из нескольких десятков), куда евреев не принимают, но есть и чисто еврейская ложа Бней Брит. Они, правда, не входят в регулярное масонство. Если брат иудейского вероисповедания вступает в нее, он автоматически уходит из своей прежней ложи.
Кстати, Бней Брит, в отличие от других, имеет официальную вывеску и открыта для всех: приходите, задавайте вопросы. Их главные занятия — благотворительность и опровержение антисемитской пропаганды.
— Есть ли представители европейских Великих лож в Латвии?
— Великий мастер профессор Пирагс представляет объединенные Великие ложи Англии. Я — объединенную Великую ложу Германии. Марис Слокенберг, наш секретарь, представляет шведские и норвежские ордена вольных каменщиков.
Как вступить в ложу
— Принимаете ли вы новых членов и по каким принципам отбираете людей?
— Основной принцип — интерес человека к саморазвитию, бескорыстие и моральные качества. Сразу все это определить нельзя, поэтому, как правило, к нам приходят люди, за которых поручается кто-то из братьев.
Поначалу с претендентами ведутся дискуссии, им дают литературу. Как правило, в течение полугода складывается впечатление о человеке и становится понятно, что он ищет в масонстве.
После обсуждения кандидатуры на общем собрании назначается время ритуала и приема в братство, после чего его либо принимают, либо вежливо отказывают. Никаких специальных проверок нет.
— Как часто вы принимаете новых членов?
— В нашу ложу вступают пять-семь человек за год.
— Какие требования предъявляются к членам ложи?
— Корректность в обществе вообще и среди собратьев в частности. Умение хранить тайны, честность, пунктуальность. Масон должен быть умеренным во взглядах и поступках и следовать среднему пути. Он должен быть принципиальным, но не фанатиком, толерантным, но не преступать законов морали, патриотом, но не шовинистом.
Великие авантюристы
— А случалось ли масонам обмануться в людях?
— Конечно. Нечасто, но бывали случаи феноменальные, граф Калиостро, например. На выставке можно увидеть его портрет, а рядом — оригинал выданного им и собственноручно подписанного диплома. Это был великий проходимец! Он ухитрился основать в Елгаве две ложи.
Для него масонство было азартной игрой. Но в конце концов он был разоблачен Элизой фон Рекк и изгнан из братства. Ему пришлось вернуться во Францию, но и там он не устоял перед своей патологической склонностью к аферам и в очередной раз скомпрометировал себя историей с ожерельем, которое кардинал Роган хотел подарить Марии Антуанетте.
Бывали, конечно, обломы и помельче, но в целом масонство всегда было здоровой и сильной организацией.
Откуда взялись масоны?
Братство «вольных каменщиков» ( franc macon — по-французски) возникло в Европе в среде строителей христианских соборов. В условиях Средневековья создание храма требовало сочетания опыта древних строителей и мистического вдохновения, которое даруется при соблюдении ритуалов и братских взаимоотношениях внутри создателей.
Храмы строили во имя Бога и на века, поэтому строителей отбирали тщательно: помимо профессионализма, они должны были проявлять верность слову и делу, а также способность держать язык за зубами. Тайна давала внутреннее ощущение избранности.
Не желая допускать к работе халтурщиков и проходимцев, вольные каменщики не открывали своих имен и разработали систему паролей и жестов, по которым опознавали друг друга. Их группы кочевали по всей Европе и строили самые знаменитые сейчас христианские соборы. Никто не должен был знать, где хранятся их инструменты, деньги и где находятся места встреч, называемые ложами. Позже этим словом обозначали структурные единицы братства.
Для создания сложных соборов приглашали архитекторов и инженеров-строителей. Тех, кто соответствовал духовным и моральным требованиям, принимали в братство. Так появились «принятые масоны», позже их ряды пополнились вольнодумцами, преследуемыми католической церковью или королевской властью, а также людьми, связанными с традициями древних религий и тайных знаний, в том числе тамплиерами, они же рыцари ордена храмовников, охранявшие паломников, идущих к гробу Господню.
В XVII столетии «принятых масонов» стало больше, чем самих каменщиков, но их символы: кельма, циркуль, треугольник и молоток, остались. В начале XVIII века в Англии объединились четыре ложи и создали Великую ложу, положив начало масонству как морально-этическому движению, в основе которого стояло просвещенное христианство, соборность в познании тайн, терпимость и стремление к самоусовершенствованию.
В России первые ложи появились в 30-х годах XVIII столетия, их членами стали цвет интеллигенции и высшие придворные сановники. В Латвию масонство привезли в 1750 году три рижских бюргера, вступивших в братство в Санкт-Петербурге. Первая ложа называлась «Северная Звезда». За всю историю движения в Латвии действовали 32 масонские ложи.
www.d-pils.lv
P.S. Статья очень противоречивая. Я не буду оставлять свои коментарии, нужно просто внимательно читать.