Проблема хранения оружейного урана и плутония встает перед каждой ядерной державой. Для чего и строятся специальные подземные хранилища. Согласно всемирной базовой концепции хранение ядерного сырья должно осуществляться по принципу территориального рассредоточения. На случай непредвиденных обстоятельств. Если уж рванет, то, по крайней мере, под землей и с минимальной силой.
Например, в Соединенных Штатах существуют ядерные погреба . Небольшие, но мощные подземные хранилища, слегка выступающие над землей. По официальным данным, их десять. Каждое удалено друг от друга на сотни километров. Однако после теракта 11 сентября правительство США приняло меры по усилению режима безопасности на ядерно-оружейных площадках …
А теперь — про наше Хранилище. Самое большое в мире. Его высота — 17,5 метра, площадь — с четыре футбольных поля. И хранится уран и плутоний будут здесь не частями, а скопом. Все что накопили. Возведено это циклопическое сооружение в Озерске Челябинской области, на территории производственного объединения Маяк . При непосредственном участии и на средства США.
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ
Конечно, Россия нуждалась в новом Хранилище. За время перестройки наши ядерные объекты пришли в страшный упадок. Говорят, уран и плутоний на Маяке держали в ведрах. А тут 800 миллионов долларов, обещанных США. Может быть, поэтому правительственные чиновники так быстро подмахнули Соглашение Относительно обеспечения материалов, обучения и услуг в связи со строительством хранилища для расщепляющихся материалов, полученных в результате уничтожения ядерного оружия ? Возможно, были и другие причины…
Строительство ХДМ началось в 1995 году в глубокой тайне. И не за горами был пуск первой очереди, когда копия проектной документации случайно попала в руки сотрудникам ФСБ, кстати, отстраненным от контроля за строительством этого объекта. И те, на всякий пожарный, показали бумаги независимым экспертам-ядерщикам. Специалисты ахнули, передали документы в СМИ. И в воздухе запахло скандалом.
В Госдуме тогдашний атомный министр Румянцев заявил: …степень безопасности хранилища в Челябинске отвечает сегодня всем мировым стандартам . Дума, не долго думая, ответ проглотила. После чего любознательных фээсбэшников уволили, экспертов объявили невеждами, журналистов просто дураками. И в декабре 2003 года ХДМ пустили в эксплуатацию.
Бюллетень по атомной энергетике Росатома в те дни сообщал: Журналисты на пуск в эксплуатацию приглашены не будут. Таково требование американской стороны… . Депутатов тоже решили не приглашать. На бесконечные почему в Минатоме отвечали строго — объект секретный.
Итак, подытожим — в 2003 году в центре России пущен в эксплуатацию гигантский ядерный могильник, засекреченный от российского парламента и прессы, в который, по противоречивым данным Минатома, должно быть загружено от 30 до 50 тонн оружейного урана и плутония. Цифра в любом случае весьма внушительная. К примеру, для средней ядерной бомбы требуется всего лишь 10 кг плутония.
И пару слов о денежках. Из справки Минатома в Госдуму от 20 апреля 2004 года: …вклад американской стороны составил 160 миллионов долларов . Разницу между первоначальными 800 и конечными 160 миллионами долларов ощущаете? Это к вопросу о том, почему правительственные чины так быстро согласились на строительство ХДМ.
ЧЕСТЬ ИМЕЮТ
И все же опубликованный анализ проектной документации сделал свое дело. Возмутились не только ядерщики, заволновались военные. И полетели запросы президенту, правительству, Совету Безопасности, Генеральной прокуратуре, Министерству обороны. За подписью бывшего министра обороны, а ныне депутата Госдумы генерала армии Игоря Родионова, генерал-полковника Леонида Ивашова и прочих. Основное беспокойство военных вызывали три необъяснимых факта.
Во-первых, для чего вопреки здравому смыслу концентрировать в одном месте практически все запасы оружейных ядерных материалов? Из ответа экс-министра Румянцева от 1 ноября 2004 года: Данное заявление не соответствует действительности… В построенном и вводимом в эксплуатацию ХДМ ПО Маяк планируется разместить около 8 тысяч специальных пожароударостойких контейнеров с плутонием, что соответствует 25 тоннам металлического плутония в слитках .
Допустим. Но как же тогда быть с бюллетенем Маякинфо Росатома от 1999 года, в котором четко написано, что в ХДМ уже на тот момент устанавливались 20 тысяч американских контейнеров?
Чтобы точно посчитать количество загружаемого в ХДМ урана и плутония, дотошные генералы не поленились поднять документы: распоряжение правительства РФ N 498 рс от 25.03.93, поручение правительства РФ N ОС-П7-10588 от 20.04.94, указание министерства АЭ N 01-86 ук от 11.05.94 плюс техническую документацию. Сложили пусковые очереди, количество указанных контейнеров, помножили на килограммы делящихся материалов. И получили… 600 тонн оружейного урана и плутония планируется сосредоточить в ХДМ. Эта цифра, если верить рассекреченному манхэттенскому проекту, равна всему ядерному арсеналу США.
Вопрос второй: почему оружейный уран и плутоний хранятся на ХДМ не в виде окислов, как это принято на всех предприятиях длительного хранения, а в виде металла? Хотя в том же справочнике Пожаро-взрывобезопасность веществ и материалов и средства их тушения утверждается обратное. И даже приводятся примеры, когда при контакте металлического урана с атмосферой тот самопроизвольно возгорался и взрывался… при комнатной температуре.
В-третьих, удивил военных и способ упаковки. Делящиеся материалы в ХДМ загружаются не в отечественные, а в американские контейнеры, чертежи которых к технической документации почему-то не прилагаются. Зато согласно Соглашению контейнеры строжайше запрещено вскрывать. Даже в том случае, если контрольное просвечивание зафиксирует отклонение от нормы или посторонние предметы!!!
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Ответ атомного министра Румянцева был расплывчат, но оптимистичен. Берегите, мол, нервы, г-да генералы, все под контролем. И контроль этот, по словам Александра Юрьевича, осуществляет Минобороны России.
Тем не менее Комитет Госдумы по обороне ознакомил депутатов с перечисленными фактами. Реакция парламента была вялой. В конце концов есть вопросы и поважней. Например, зарплата госслужащих… Нашлась, впрочем, парочка обеспокоившихся парламентариев. Однако председатель думского Комитета по энергетике Валерий Язев пресек дебаты в зале заседаний. Цитата: Прошу не устраивать истерики… Кому положено заниматься этим вопросом, тот им и занимается .
Вопрос, кстати, интересный. А кому, собственно, положено контролировать деятельность Хранилища? Госатомнадзор отстранили от контроля за ХДМ еще в 95-м. Руководитель надзорного ведомства Юрий Вешневский было уперся, но на него завели уголовное дело и уволили…
Если верить экс-главе Минатома Румянцеву, госконтроль за ХДМ осуществляет Минобороны. Но, похоже, оба министерства плоховато договорились промеж себя.
Из письма в Госдуму министра обороны Сергея Иванова: … государственный надзор возложен на Минобороны России . А вот ответ его первого зама, генерала армии Анатолия Квашнина … ответственным за реализацию соглашений по вопросам проектирования и строительства ХДМ является Минатом России, данные вопросы находятся вне компетенции Минобороны России . Так где же правда? И как это вообще возможно, чтобы чиновники такого ранга, не опасаясь последствий, вводили в заблуждение парламент, Генеральную прокуратуру и даже президента?
КТО НА НОВЕНЬКОГО?
Впрочем, когда начинаешь глубоко копаться в истории ХДМ, понимаешь, что ответа, собственно, и спрашивать-то не с кого. Соглашение подписывалось в бытность атомным министром Михайловым, строил ХДМ всеми преследуемый коммерсант Адамов, первую очередь запускал академик Александр Румянцев, ну а сегодня за все отвечает молодой реформатор Сергей Кириенко. Как в старой юмореске: Кто пришивал пуговицы? Мы .
…Возглавив Росатом в ноябре 2005 года, Кириенко начал с инспекции самого крупного ядерного центра России ПО Маяк . Однако проинспектировать ХДМ новоиспеченному министру не удалось. Его туда просто не пустили… По остальным радиационно-загрязненным объектам Сергей Владиленович прошествовал, вместо обязательных спецбахил, в собственных ботиночках. За ним следовали журналисты (в спецодежде и бахилах). Российские ядерщики восприняли этот сюжет как насмешку над новым министром.
Хотя ситуация, на наш взгляд, более чем грустная. Сложнейшую область промышленности возглавил непрофессионал. Атомная наука далека от Сергея Владиленовича так же, как пуанты балерины. Окончил он институт инженеров водного транспорта, все занимаемые им посты не имели ни малейшего отношения к ядерной физике. Не говоря уже о том, что после дефолта 1998 года Совет Федераций принял решение с рекомендацией о запрете Кириенко занимать государственные должности. И вдруг незадачливый реформатор легко садится в кресло атомного министра.
А чуть раньше, в мае 2004 года, все надзорные ведомства нашей страны были неожиданно объединены в единую Федеральную службу по экологическому, техническому и атомному надзору. Представляете, каким объемом знаний должен обладать человек, чтобы грамотно надзирать за столь далекими друг от друга сферами? И такой человек нашелся. Федеральную службу возглавил генерал-лейтенант Константин Пуликовский. Танкист по образованию. Заслуженный, надо сказать, генерал. Честно отслужил в Белоруссии, Прибалтике, Туркмении, на Северном Кавказе. Даже в Чечне успел повоевать… Только при чем тут ядерная физика?
И снова подытожим. Атомную отрасль нашей страны — отрасль, от которой зависит не просто безопасность — судьба России, сегодня контролируют два человека, не имеющие элементарного физического образования…
ГОРИТ ГОЛУБЫМ ПЛАМЕНЕМ
Вернемся, однако, к Хранилищу. 11 июля 2006 года пресса сообщила… о торжественном открытии ХДМ. Внимание на дату! По чистой случайности она совпала с уходом на каникулы российского парламента.
На открытии присутствовали глава Росатома Кириенко, уральский полпред президента Петр Латышев, губернатор Челябинской области Петр Сумин и прочие. Прессу на этот раз не обошли. Вот только заметки в газетах напоминали однояйцовыхе близнецов. И каждая сочла своим долгом процитировать нового министра: Сегодня мы вводим в строй и производим первую загрузку делящихся наших российских материалов в новое хранилище!
Вот тебе раз, а куда же делись 20 тысяч контейнеров, о которых Росатом рассказывал нам еще в 99-м? На худой конец, те 8 тысяч, о которых тот же Росатом сообщил при первой загрузке в 2003-м? Где плутоний-то? Ведь не о запасах картошки речь!
Опять же небезынтересно узнать, сколько делящихся материалов Росатом намерен загрузить в Хранилище теперь? Но об этом в газетах почему-то не написали. Зато из них совершенно очевидно, что в плане безопасности ХДМ волнения и физиков и военных совершенно напрасны. Цитирую Уралинформбюро : Хранилище способно выдержать землетрясение силой 8 баллов, падение тяжелого самолета с полным запасом горючего, авиабомбардировку и артиллерийский обстрел .
Господи, ну как хочется верить Росатому, правительству, прессе! Спокойно заснуть и спокойно проснуться. Но вот же техдокументация: При разработке здания учитывалось падение самолета массой до 20 тонн, летящего со скоростью 200 м/с . Здесь и экспертов подключать не нужно. Считайте сами. Вес пассажирского Ту-154 около 100 тонн. Вес самолетов типа Боинг до 180 тонн. Какой же самолет да еще с полным запасом горючего имел в виду Росатом, когда расписывал достоинства ХДМ? А ведь разговор идет о гражданской авиации. О стратегических баллистических ядерных ракетах и упоминать не хочется… Не зря военные, ознакомившись с техдокументацией, назвали ХДМ промокашкой .
Но и это еще не самое страшное. В конце концов будет ли еще тот самолет? А вдруг да промахнется? А вот если, не дай Бог, отключится система охлаждения… моментальное возгорание металлического урана и плутония нам почти гарантировано. К такому же исходу приведет и небольшая авария в сети электроснабжения. А последняя, по мнению общественного Движения За ядерную безопасность , может случиться не сегодня — завтра. Дело в том, что высоковольтная электролиния 110 кВ к тому же на деревянных опорах, которая обслуживает весь ядерный комплекс ПО Маяк , построена в 40-е годы прошлого века. И срок ее службы закончился более 30 лет назад. Что не помешало подключить к ней еще и ХДМ.
Движение За ядерную безопасность отправило на этот счет в РАО ЕС целый меморандум. И получило ответ: ….завершить реконструкцию высоковольтных линий планируется в 2014 году . Дожить бы… Потому что потушить уранплутониевый пожар невозможно. Делящие материал будут гореть до конца. Бурным голубым пламенем…
И если предположить, что из всех хранящихся на ХДМ ядерных материалов (напомним, в перспективе Хранилище рассчитано на 600 тонн) выгорит всего лишь тонна или две, последствия для страны могут быть необратимы. Россию разорвет чудовищная радиоактивная дыра, по сравнению с которой Чернобыль покажется нам безоблачным прошлым…
По мнению специалистов, радиус поражения может достигнуть 4 тысяч километров. А это значит, что в зараженной зоне окажутся не только Челябинская, Свердловская, Курганская и Тюменская области, но также страны Средней Азии и Китай. Радиоактивный хвост потянется к Европе. И все это будет лишь началом…
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Юрий Савельев, депутат Государственной Думы:
— Каковы конструктивные особенности американских контейнеров — никто не знает, кроме их создателей. Доступ к ним российским специалистам запрещен. В случае замеченных неисправностей контейнер без вскрытия должен быть отправлен в США. Понятно, что американцы вполне могут управлять инфраструктурой этих устройств из космоса. Таким образом, ХДМ является отличным способом держать в полном повиновении не только Россию, но Китай и Европу.
Леонид Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем, председатель Военно-Державного Союза России, генерал-полковник:
— Еще в августе 2003 года, до ввода в эксплуатацию первой очереди ХДМ, Военно-Державным Союзом было сделано заявление: Сосредоточение всех запасов оружейного урана и плутония в одном месте, под контролем американской стороны и в американских контейнерах создает благоприятные условия для проведения такой диверсионной операции, которая затмит по своим результатам чернобыльскую трагедию и послужит детонатором для взрыва территориальной целостности Российской Федерации .
http://www.trud.ru