Находка сезона
Это красивое место на самом берегу моря люди больше двух тысяч лет назад выбрали для города мертвых. Постепенно в нем появилось множество склепов и могил. Сносили сюда своих покойников скифы, сарматы, аланы… Сегодня в Усть-Альминском могильнике с весны до осени ведут работы археологи, а вне сезона ищут поживы мародеры. Площадка вокруг главной находки 2006 года тоже была окружена глубокими ямами: на нее неоднократно приходили искатели могильных трофеев. Много веков назад тут похоронили ребенка, чьи останки не сохранились, ведь детские кости истлевают очень быстро. По обнаруженным перстням и амулетам можно было предположить, что усопшая — девочка, а по размерам гроба — что она покинула этот мир в возрасте трех-четырех лет. — В женских захоронениях, особенно знати, на порядок больше оберегов и талисманов, чем в мужских, — объясняет руководитель Альминской экспедиции Александр Пуздровский. — Древние верили, что злые духи подстерегают их на каждом шагу, поэтому нужно иметь против них защиту. Отгонять нечисть считалось женским делом, и девочек с младенчества начинали готовить к служению богам. Оттого в детских могилах мы нередко находим странные вещи, назначение которых трудно истолковать. В этом году в таком захоронении мы обнаружили действительно уникальный предмет: краснолаковый сосуд в виде героя мифов Силена, увенчанный головкой богини — Коры или Деметры. То есть в нем слились символы плодородия, смерти и возрождения к жизни. Несомненно, этот сосуд, сделанный руками греческих мастеров, служил каким-то ритуальным целям, и не зря ребенка похоронили вместе с ним. Тысячу девятьсот лет назад такой «кувшинчик» (а подобных во всем Причерноморье мы пока выкопали не больше десятка) мог позволить себе приобрести только очень богатый человек. Видимо, он серьезно надеялся, что «волшебный» сосуд поможет его ребенку попасть в лучший мир.
Женщины таки ведьмы
Александр Пуздровский за годы исследований Усть-Альминского могильника нашел в нем немало останков шаманов, жриц и колдуний. Целителей тех времен тоже окружали завесой тайны и почтения. Одну такую «докторшу» обнаружили совсем недавно. Возле скелета, принадлежащего женщине лет сорока, лежала серебряная коробочка, содержимое которой просто ошеломило ученых. В ней оказались зубы! Девять человеческих и один звериный. Некоторые — со следами лечения. Не исключено, что дама занималась врачеванием, причем удаленные у пациентов зубы использовала как наглядные пособия для своих учеников. О том же, что она не просто целила, а совершала при этом еще и какие-то ритуалы, свидетельствует та же коробочка. Близкие покойной не оставили себе дорогую вещь (да и «медицинское пособие» могло пригодиться). Нет, врачевательницу заботливо и осторожно, исполнив какой-то обряд, погребли со всем имуществом. Следовательно, верили, что ее наследство добра не принесет.
А вот другой знатной сарматке положили в ноги мешок с предметами, среди которых были колокольчики, бусы, бронзовые кольца. Что интересно, в некоторых связках оказалось по девять вещиц. Но не это главное. В том же мешке обнаружили целую коллекцию предметов на тысячи лет старше покойницы: топоры, булавы бронзового века, обломки статуэток и талисманов. Выходит, женщина обыскивала древние могилы, собирала и хранила найденное, используя его в каких-то мистических ритуалах!
— Часто случается, что люди, принимавшие непосредственное участие в раскопках, заболевают, — признается Александр Пуздровский. — Например, коллега, вскрывавший захоронение той самой шаманки, неизвестно откуда подхватил гепатит. Все прочие члены экспедиции ели и пили то же, что и он. И все они здоровы, а вот ему не повезло. Объяснить простой случайностью это трудно. Могу сказать лишь одно: раскапывать погребения колдуний достаточно опасно. Все время что-нибудь странное происходит.
— Погода портится?
— Между прочим, и такое бывает. Места здесь особенные, дожди идут редко. В пяти километрах, в десяти — льют, а у нас сухо. Но порой буквально за полчаса картина на глазах стремительно менялась от чистого неба до грозовых туч! Вот вам яркий пример: расчищали в склепе женское захоронение. Светило солнышко. Человек, который обрабатывал скелет, дотронулся до кулона с коралловой вставкой… И тут ударил гром и хлынул настолько сильный дождь, что ребята еле успели выскочить наружу. А через несколько секунд свод обвалился, и все захоронение засыпало метровым слоем земли. Три дня потом откапывали. Я не могу толком объяснить, что происходит, когда мы вскрываем могилы. Вещи, которые в них находятся, умерли для своего времени, ушли из него вместе с покойником, к тому же над ними совершили таинственный обряд. А мы возвращаем их, выдергиваем в сегодняшний день и пространство.
Нездоровый образ жизни предков
Экспедиция Московского университета приезжала на раскопки раннесредневекового городища в урочище Артезиан (Ленинский район Крыма) со своим антропологом. Станислав Дробышевский о социальном статусе и материальном положении древнего покойника может сказать по одним костям и зубам. Так, бедняки попадаются сплошь с кариесом, изменениями в суставах (тяжелая работа), со следами переломов. А еще Дробышевскому удалось сделать открытие, что население в этих местах было весьма неоднородным, тут жили и кочевали очень «разнокалиберные» племена. Об этом говорят, к примеру, необычные лопатовидные резцы, сохранившиеся в некоторых черепах. Несколько лет провели антропологи в Мангупской экспедиции в Бахчисарайском районе. Возглавлявший ее завкафедрой истории древнего мира и средних веков Таврического университета Александр Герцен считает, что эти исследования во многом прояснили, как жилось в средние века людям, населявшим Мангуп и окрестности.
— Мы сделали интересные выводы. Оказывается, отдельные заболевания, которыми страдали в те времена, хорошо знакомы и нашим современникам. Многие из недугов — ревматизм, например, — были связаны с тяжелыми бытовыми условиями. О проблемах с сердцем говорят особенности строения грудины некоторых усопших. Туберкулез, артрит, сифилис, гонорея — все это тоже оставило следы на костях. Кроме того, мы обнаружили уйму травм, причем переломы зажили неправильно. А проанализировав материал одного могильника, поняли, что примерно десять процентов погребенных скончались от травм, нанесенных копьями, стрелами и топорами. Опасная была тогда жизнь…
Легенды и клады
Еще одной важнейшей находкой минувшего сезона Александр Герцен считает камень с сохранившейся частью надписи, который использовали для кладки более позднего времени. А вот от воспоминаний об обнаруженных кладах раздраженно отмахивается: ну да, да, были и они. Просто не все в ваших глазах выглядит сокровищем.
Ну а попадается разное. И драгоценности, которые горожанин спрятал под стеной, и комплекты конской упряжи, схороненные рачительным хозяином, и припрятанный неведомым работягой полный набор инструментов для обработки камня. Все это клады, которые в глазах ученого одинаково ценны. Хотя, надо сказать, еще в позапрошлом веке легенды о мангупских сокровищах привлекали на плато многих искателей удачи. Сюда, например, приезжали на поиски кладов балаклавские греки, которые даже разрушили для каких-то целей одну из башен крепости. А порасспросить старожилов Бахчисарайского района, так многие поклянутся, что видели, как с Мангупа много лет назад вывозили золото на двух полуторках. Есть и такая легенда. И другие. Что будто бы при СССР экспедиция Эрмитажа нашла в районе Старого Крыма золотую пушку. Эти слухи дошли тогда даже до правительства, и беднягу руководителя затаскали по инстанциям, допытываясь, куда он дел сокровище. Но мародеры предпочитают синицу в руке, а не красивые сказки. Они, как правило, пристально изучают историю и точно знают, где и что искать. Работают нередко по ночам. Черные археологи нащупывают железным прутом плиту — перекрытие склепа, затем роют яму, накрывают ее плащ-палаткой, чтобы свет фонаря не выдал, и не спеша просеивают землю. Не брезгуют ничем: берут все — до стеклянных бус и глиняных плошек.
ДЕНЕЖКИ
Что почем?
На крымском черном рынке любителям старины сегодня могут предложить сосуды из погребений по $30-$50 за штуку. Клееная утварь стоит дешевле, от 70 грн. Античный керамический светильник — от 100 грн. Кстати, умельцы успешно штампуют подделки, придавая им вид древних находок. Но на мошенников никто не жалуется: не станешь же признаваться в милиции, что собирался купить предмет, добытый незаконно.
Цены на монеты зависят от их состояния, того, насколько они редки, от веса металла, если речь идет о серебре или золоте. Бронзовые и медные стоят в среднем $5-$25. И еще. Некоторые подлинные вещи — серебряные готские пряжки с птичьими головами, скифские и сарматские комплекты женских погребальных украшений — попадаются ценителям старины уже на зарубежных аукционах.
БЫЛО ДЕЛО
Древние серьги отправили корреспондента «КП» на больничный
Года два назад в Усть-Альминском могильнике нашли останки сарматки лет двенадцати, жившей в самом начале I тысячелетия. Корреспондент «КП» тоже присутствовала при раскопках. Налюбовавшись погребальным нарядом: золотыми бляхами, массивными перстнями, бусами из рассыпавшегося ожерелья, — попросила разрешения сфотографироваться на память с сережками. Увесистые украшения со вставками из цветного стекла и подвесками-цепочками сохранились отлично, будто только вчера вышли из рук ювелира. Сфотографировалась. Буквально через час у нее поднялась температура, заболело горло, началась ломота в суставах. После этого она лечилась целый месяц.
…А В ЭТО ВРЕМЯ
Донецкие ученые нашли эротическое захоронение
Научная экспедиция Донецкого краеведческого музея обнаружила в селе Ижевка уникальное старинное захоронение. В могиле лежали два мертвеца в странной для покойников позе. Такое впечатление, что это влюбленные, заснувшие в обнимку. Голова одного скелета мирно покоилась на плече другого. Правда, романтическую версию «Комсомолки» о том, что эти люди когда-то жили счастливо и умерли в один день, археологи опровергли. — Пока что мы не можем говорить, что это именно мужчина и женщина, — рассказал «КП» кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Донецкого областного краеведческого музея Юрий Полидович. — Дело в том, что на два подобных захоронения наткнулись наши коллеги из Ростова. И после экспертизы оказалось, что в одном случае это были две женщины, а в другом — пара мужчин. Но, как бы там ни было, необычная поза указывает на выражение власти и подчинения. И еще. Можно сказать точно: один из покойников при жизни пользовался огромным уважением соплеменников. Об этом свидетельствуют так называемые сопроводительные дары, найденные археологами. Во-первых, два больших сосуда, один из которых наполнен чем-то похожим на кашу, а второй — со следами какого-то напитка. Обычным смертным клали в последний путь сосуды объемом 1,5-2 литра, а этой паре положили 15-литровые емкости. Во-вторых, умерших снабдили и мясной пищей, о чем говорит найденное блюдо с остатками костей животных. Короче, хоронившие обеспечили усопших всем необходимым для прохождения пути из этого мира в загробный. И, кстати, не слишком хотели их возвращения обратно. Данную версию подтверждает могила: вертикальный колодец диаметром около метра и глубиной 5 метров, полностью заваленный каменными глыбами. Живые явно постарались всеми средствами защитить себя от покойников. В руки археологов попала еще одна интересная находка — небольшая деревянная коробочка, скрепленная бронзовыми скобами, которая лежала на пятне охры (символ крови и жизни. — Прим. авт.). Ученые предполагают, что в ней ранее находился какой-то жизненно важный орган. И если окажется, что найденная пара все-таки мужчина и женщина, то, скорее всего, в деревянном футлярчике хранились сердца возлюбленных. Как символ вечности их чувств.
30 ноября 2006
http://kiev.kp.ru/