Газета La Stampa в статье Царь посетил Папу, но приглашения в Москву не последовало пишет о том, что Путин оказался в числе немногих глав государств, не присутствовавших на похоронах Иоанна Павла II. Путин не был лично знаком с его преемником и пожелал начать знакомство, предусмотрев римский этап своего визита в Италию. Это решение, видимо, было принято неслучайно: в июне Ватикан собирается посетить Джордж Буш. Путин не хотел оставлять монополию контактов с руководством Римско-католической церкви своему заокеанскому коллеге.
Святой Престол в прошлом всегда использовал соперничество между блоками, чтобы создать пространство для маневра на международной арене. В этом свете коммюнике, распространенное вчера, выглядит очень значимым. Переговоры прошли в очень позитивной атмосфере и, помимо акцента на сердечных отношениях между Священным Престолом и Российской Федерацией, а также взаимном стремлении развивать эти отношения и в дальнейшем , позволили обсудить некоторые темы, представляющие взаимный интерес .
Отношения между Римско-католической и Православной Церквами были первым пунктом. Складывается впечатление, что Путин (который не привез приглашения Бенедикту XVI посетить Москву, так же, как это было во время двух его встреч с Иоанном Павлом II) не получил полномочий от Алексия II вести переговоры с Римом. Это подтверждает и отсутствие в составе делегации представителя высшего духовенства.
В отсутствие возможности говорить на религиозные темы, потому что Патриарх хочет удержать в своих руках руководство отношениями между Москвой и Римом, Путин и министр иностранных дел Лавров обсуждали внешнеполитические вопросы. В коммюнике говорится, что были проанализированы актуальные международные вопросы, в частности ситуация на Ближнем Востоке. Собеседники также уделили внимание проблемам экстремизма и нетерпимости, подчеркнув необходимость сохранения мира и поиска путем переговоров мирных решений конфликтов .
Der Standard в статье Трудная миссия Путина в Ватикане указывает на то, что если во время двух встреч с Папой Иоанном Павлом II президент России мог общаться по-русски, то в четверг, во время своей первой аудиенции у Бенедикта XVI он приветствовал понтифика на превосходном немецком. Однако знание языков до сих пор мало помогало преодолеть напряженность между Русской православной церковью (РПЦ) и Римско-католической.
Визит Папы в Россию до сих пор не мог состояться по той причине, что РПЦ накладывала на него вето. Наблюдатели предполагают, что Путин до окончания своего второго срока хочет войти в историю как инициатор межрелигиозного диалога. РПЦ упрекает католиков в прозелитизме и переманивании православных верующих. Рим постоянно опровергает подобные упреки. Если учесть, что в России проживает лишь около 600 тысяч католиков, подобные страхи выглядят скорее беспочвенными. Несмотря на предусмотренное конституцией равенство всех религий, РПЦ рассматривает Россию как свою территорию.
Если разрядка напряженности в отношениях с Римом была для РПЦ немыслима при Иоанне Павле II, то сегодня Москва по крайней мере не имеет ничего против самой личности Папы, помыслы которого она считает менее миссионерскими. Кроме того, официальный статус приобретают регулярные консультации. Скорее всего, Путин не станет инициатором встречи Папы с главой РПЦ Алексием II, однако ходят слухи, что потенциальный преемник престарелого и больного Алексия II может вплотную заняться процессом примирения двух церквей. Фаворитом считается влиятельный и прагматичный митрополит Смоленский Кирилл, указывает газета.
Издание El Pais считает, что Путину нужна поддержка Ватикана, чтобы сделать Россию европейской державой.
Официальный визит Путина в Ватикан продемонстрировал волю обеих сторон к взаимному пониманию. Папе необходимо сотрудничество с Кремлем, чтобы наконец посетить Москву и наладить прямой диалог с Патриархией Русской православной церкви. Путину же выгодно заручиться у Ватикана поддержкой его попыток сделать из России политически и экономически значимую державу в европейском окружении. Заинтересованность участников переговоров во взаимном согласии стала причиной того, что никто в Ватикане не говорил о правах человека или свободе слова в России, отмечает издание.
Еще до прибытия российского президента и сопровождающей его многочисленной делегации вчера утром в Италию приехал бывший министр здравоохранения Чечни, чтобы просить политического убежища. Событие неудобное и несвоевременное с дипломатической точки зрения, но, тем не менее, очень значимое, считает итальянская газета La Repubblica.
Эпизод, создающий неудобства и приуроченный к официальному визиту Путина в Италию, была организована радикалами, которые навязали Проди и Д Алеме полемику по правам человека, которые систематически нарушаются в Чечне. Они предлагают премьеру и министру иностранных дел задать гостю вопросы по этой тревожной теме.
Недопустимо следовать линии гостя из Москвы, – говорит председатель комиссии по производственной деятельности палаты депутатов Даниэле Капеццоне. – Я надеюсь, что будут даны быстрые и своевременные ответы. Слова будут иметь значение, но еще большее значение будет иметь возможное молчани