Европа шокирована заявлением Путина о том, что Россия объявляет мораторий на соблюдение условий ДОВСЕ. Между тем, Кремль всего лишь требует взаимного выполнения договорных обязательств. Но страны НАТО к этому не готовы – они предпочитают трактовать договор по-своему, чтобы сильнее прижать Москву. Таким образом, угроза новой «холодной войны» – целиком на совести Запада.
Послание президента России Федеральному Собранию вызвало в Европе тихую панику, которая постепенно перерастет в политическую истерию, оформленную информационными атаками.
По словам Путина, Россия объявляет мораторий на выполнение положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе до тех пор, пока к этому договору не присоединятся все страны НАТО. До сих пор частью соглашения не являются Латвия, Литва и Эстония, а также Словения
Таким образом, Москва предложила европейцам то, от чего они основательно отвыкли – выполнять взятые на себя обязательства.
На Западе сложилось мнение, что с Россией можно поступать следующим образом – вбрасывать гуманитарную идею, говорить о мире во всем мире, обвязывать Москву договорами, трактовать их на свое усмотрение и требовать от России полного соблюдения условий, забывая при этом о собственных обязательствах.
Подписанный в 1990 году в Париже Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) наряду с другими документами действительно мог, на тот момент, гарантировать континенту большую безопасность и предсказуемость поведения противоборствующих сил.
Договор ограничивал количество боевых танков, бронированных машин, артиллерии калибра 100 мм и более, боевых самолетов, ударных вертолетов. Причем, были предусмотрены ограничения на так называемые коллективные уровни вооружений для государств, входящих в НАТО и Варшавский договор – региональные, предельные (для одного государства в составе каждого союза), фланговые (для формирований типа КГБ, МВД и ДОСААФ). Таким образом, устанавливался паритет с минимальным количеством оружия, которое могло быть использовано каждой из сторон.
Однако, через несколько месяцев прекратила существовать ОВД, ответственность за дальнейшее выполнение ДОВСЕ легла на Россию и страны СНГ. Политическая конфигурация Европы изменилась до неузнаваемости, качество отношений между государствами также претерпело изменения, но количество оружия в Европе в течение длительного времени оставалось прежним.
Ослабление России в 1990-х годах спровоцировало желание воспользоваться этим, и под лозунгом «Мир, дружба, жвачка!» расширить натовское присутствие до российских границ, пренебрегая договорными обязательствами и формируя на территории новоиспеченных стран Альянса «серые зоны» на которых можно размещать неучтенное Договором оружие.
В 2004 году Россия ратифицировала адаптированный ДОВСЕ, который распространялся, в том числе, и на страны, вошедшие в НАТО за последние годы. Сам Альянс, однако, не принял новую редакцию договора. Это вполне понятно. Выгодно иметь страны-отказники, в частности, Прибалтику, используя их для маневров, перебрасывая туда оружие, создавая базы хранения, чужими руками организуя «зоны напряженности».
Но откровенную наглость надо чем-то прикрыть. В случае с ДОВСЕ использовали так называемые стамбульские обязательства 1999 года, в которых рассматривается возможность вывода военных баз и вывоза их имущества из Грузии и Молдавии.
Стоит отметить, что российские обязательства являются политическими и не имеют сроков, а, следовательно, никаким образом не могут быть связаны с вопросом ограничения вооружений.
Поведение НАТО и, особенно, восточных стран Альянса логически привело российское руководство к выводу о том, что формат ДОВСЕ образца 1990 года не отражает национальных интересов, и его дальнейшее соблюдение в одностороннем порядке грозит безопасности РФ.
Россия давно ожидала выполнения обещания по поводу ратификации адаптированного Договора, но как видно, русская поговорка «Обещанного три года ждут» не сработала.
И Европа с ужасом увидела, что терпение России не бесконечно. Судя по выступлению министров иностранных дел стран НАТО в Осло, Альянс не был готов к такому повороту.
Кондолиза Райс в лучших традициях коммунальной квартиры всплеснула руками и с удивлением заметила – неужели же 10 ракет-перехватчиков и системы локаторов ПРО в Европе способны создать угрозу безопасности России? Госсекретарь США пообещала заняться «демистификацией» американской угрозы.
У Европы богатая история, и она прекрасно понимает, что войны, конфликты или «холодное» противостояние начинались с менее значительных поводов, чем невыполнение договоров по вооружениям. А нынешняя ситуация, идущая вразрез с интересами обеспечения равной безопасности для всех государств Европы, не может продолжаться долго. Все дальнейшее, что произойдет в этой связи на континенте, будет на совести НАТО.
Владимир Анохин, «Правда.Ру»