Become a member

Get the best offers and updates relating to Liberty Case News.

― Advertisement ―

spot_img

История ресторан Daniel

Рады представить вам наш любимый ресторан Санкт-Петербурга - Ресторан Даниель. Ресторан имеет множество наград. И он действительно заслуживает звания лучшего ресторана Санкт-Петербурга. Ресторан Daniel расположен...
ДомойНаука и технологияГде в мозге хранится совесть?

Где в мозге хранится совесть?

Совести у тебя нет! Знакомо, правда? Нет совести у маленького ребенка, который изматывает родителей, нет ее и у завоевателя, с легкостью изменяющего своему слову. Мы можем найти много примеров поступков. Что же это за зверек такой, совесть , который у одних есть, а у других нет? Где он живет? Теперь можно уверенно сказать, что в мозге. Это доказывают результаты недавних экспериментов, проведенных в Институте мозга человека РАН.

Между идеальным и материальным

Можно ли препарировать чувства человека, свести их к физиологическим процессам? В принципе да. Одни и те же явления материального мира по-разному преломляются сознанием. Но не случайным образом, здесь существуют свои закономерности и законы — их мы, психофизиологи, пытаемся обнаружить.

Очень многое в социальных взаимоотношениях людей определяется именно биологическими закономерностями. Самая актуальная проблема в биологии — понять, какие механизмы управляют человеком. И телом и душой. В моей области науки это вопрос о том, каким образом десятки миллиардов нейронов соединяются в единую систему и как она функционирует.

Мозг человека — это интерфейс между идеальным и материальным. Любовь, желание, совесть — это явления идеального мира. Но так же, как музыке соответствуют определенным образом намагниченные участки магнитной ленты, так и этим явлениям соответствуют определенные процессы в мозге. Не бывает любви без реорганизации межнейронных связей. Но любовь не сводится просто к работе нейронов. Это хорошо понимал еще В.М. Бехтерев и поэтому выдвигал концепцию дуализма, согласно которой идеальное и материальное существуют и отдельно, и в то же время зависимо. Мы пытаемся найти материальные субстраты самых сложных и тонких мыслительных процессов и человеческих чувств. Например, сейчас в нашем институте под руководством академика Бехтеревой исследуются мозговые механизмы творчества. Эти исследования позволяют понять не только законы работы мозга, но и поведения людей, и развития общества.

Детектор ошибок — желтая карточка

Но вот совсем недавно в нашей лаборатории мы задались необычными вопросом: а что происходит, когда мозг сам себя обманывает? Когда он идет против того, что считается правильным. Например, конфликта, сознательное нарушение правила и муки совести. Вообще, каковы материальные основы совести. Да-да, именно совести! Конечно, это понятие довольно широкое, но мы задались целью исследовать, что происходит в мозге человека, когда он намеревается сделать или делает что-то, что рассматривает как неправильное, но необходимое. К примеру, пытается обмануть, чтобы выиграть в игре. С одной стороны, ложь нужна для выигрыша, а с другой — врать плохо.

Но сначала несколько слов о том, какие методы применяются для того, чтобы увидеть идеальное в мозге. Пожалуй, наиболее интересный — метод прямого контакта с мозгом человека при помощи так называемых вживленных электродов. Тончайшие электроды вживляются в мозг строго по медицинским показаниям для диагностики и лечения некоторых заболеваний (например, болезни Паркинсона, эпилепсии, фантомно-болевого синдрома, навязчивых состояний). Но кроме лечебных задач они могут выполнять и научные — с них можно регистрировать различные электрические сигналы, дающие уникальнейшую информацию о работе мозга.

Электроэнцефалограмма — регистрация электрических потенциалов с кожи черепа — сейчас пережила второе рождение. Она позволяет получать карты активации участков не только коры мозга, но и некоторых глубоких структур. Появилось целое направление — картирование мозга . Наконец, современные виды интровидения — позитронно-эмиссионная (ПЭТ) и функциональная магниторезонансная томография (МРТ), показывающие , что происходит не только на поверхности, но и во всем мозге, в каждом его участочке при выполнении той или другой деятельности.

Обычно эксперимент выглядит примерно так: ученый просит испытуемого выполнять ту или иную интеллектуальную или физическую работу и смотрит, что при этом меняется в мозге. Именно так был открыт один из важнейших регуляторов работы мозга — так называемый детектор ошибок. В 1968 году Н.П. Бехтерева и Е.Б. Гречин регистрировали определенные сигналы с вживленных электродов при выполнении больным паркинсонизмом психологических проб и обнаружили изменение сигнала, когда больной ошибался. Заинтересовавшись этим, они продолжили исследование и доказали существование механизма, который показывает желтую карточку на ошибку. Оказалось, что это один из важнейших механизмов работы мозга. Человек выполняет огромное количество различных рутинных дел. Уходя из дома, выключая свет и газ, запирая дверь и т.п., он не должен задумываться над каждым конкретным действием, иначе ему придется постоянно решать непроизводительные задачи. Потому и существует матрица стереотипного поведения. Это нечто вроде таблицы умножения: вы ее каждый раз не просчитываете — помните и отвечаете автоматом. Так и в жизни. Детектор ошибок следит за вашим поведением, и если все в порядке — молчит. Если делается ошибка, дает сигнал: вы вышли на улицу и чувствуете — что-то не так, вернулись, а чайник уже выкипает… Надо отметить, что ошибка — это не абстрактное расхождение с истиной, а нарушение вашего собственного стереотипа, того, что правильно именно с вашей точки зрения. При ошибочной ставке не на тот номер в рулетке детектор не сработает!

Веришь — не веришь

Исследована реакция этого механизма при обнаружении или совершении случайной ошибки, но никто до сих пор не задавался вопросом, а что происходит в мозге, если ошибка делается сознательно? Как он реагирует на ложь? Я уже писал в МН о мозговом обеспечении лжи, но с тех пор мы значительно продвинулись и получили неожиданные результаты.

В новом эксперименте мы вместе с моим аспирантом Максимом Киреевым предлагали испытуемому сыграть с компьютером в аналог игры веришь — не веришь . На экране монитора появлялась стрелка, направленная или вверх, или вниз. Испытуемый, смотря на нее, должен был сказать, куда она направлена. Чтобы выиграть, ему выгодно было и говорить правду, и лгать.

Мы обнаружили, что даже при объективно необходимом (выгодном) лживом ответе после него возникает определенная волна в электроэнцефалограмме, отражающая активацию детектора ошибок. Затем мы заинтересовались, а что происходит в мозге испытуемого еще раньше — когда он видит ход компьютера и, исходя из этого, решает, как отвечать в следующей пробе. Не поясняя технических деталей, скажу, что мы обнаружили возникновение определенной волны уже в момент принятия решения солгать. То есть существует механизм, который даже при тактически выгодном, но недостойном поведении показывает желтую карточку . Интересно, что он не прерывает это поведение, а просто фиксирует нарушение.

Итак, мы зафиксировали физиологические процессы в мозге человека, отражающие подготовку его неправильного поведения. С некоторым удивлением пришли к выводу, что это не что иное, как совесть. Действительно, что такое совесть? Механизм, который запускает в нас реакцию на совершение поступка, расходящегося с нашими нормами (морали, этики и т.п.). Мне очень нравится выражение: Совесть совершенно не мешает нам совершать зло. Она мешает нам наслаждаться им . То есть совесть пробуждается, когда мы ради выгоды или случайно нарушаем определенные правила. Поэтому когда человек готовится солгать, ему нужно преодолеть муки совести , отражением которых и стала наблюдаемая нами волна. С физиологической точки зрения совесть — это не что иное, как регулятор работы мозга, отслеживающий отклонения от правильной модели поведения.

Можно сказать, что мы обнаружили материальный базис совести, но наш сугубо научный результат позволяет сделать ряд выводов, касающихся и человека, и общества в целом. Прежде всего совесть универсальна, она присуща и примерному члену общества, и преступнику, так как без механизма детекции ошибок мозг работать не может. Человек не может жить без совести, но его можно воспитать так, что его понятия о совести будут кардинально расходиться с тем, что другие считают правильным. Вспомните Гекльберри Финна, которого мучила совесть за то, что он освобождал беглого негра. Воин может испытывать муки совести как и из-за убийства врагов, так и из-за того, что, напротив, не добил всех.

Значит, механизм совести, заложенный природой в каждого из нас, надо не развивать, а направлять. Формировать правильную модель поведения. Не надо воспитывать совестливых людей — нужно формировать базис морали и давать правильные ориентиры.

www.mn.ru