Вирус герпеса может стать причиной невыразимых страданий. Но даже в нем есть что-то хорошее, утверждают американские ученые: хроническая латентная инфекция защищает мышей от некоторых бактериальных инфекций.
Почти все представители рода человеческого в детстве оказываются инфицированными вирусом герпеса. Острая начальная стадия сменяется переходом вируса в сонное состояние, в коем проводит большую часть жизни в организме хозяина. В подавляющем большинстве случаев он заявляет о себе разовыми, не приводящими к летальному исходу проявлениями: герпесом, ветрянкой, мононуклеозом. Однако в некоторых случаях его деятельность оказывается разрушительной: он провоцирует некоторые формы рака, в частности, лимфому, приводит к слепоте у больных СПИДом, вызывает врожденную глухоту.
Считается, что вирусы, к сожалению, “обратного действия” не имеют, некой компенсирующей их вредоносную деятельность составляющей у них нет. Впрочем, сотрудники Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе (Миссури, США), обнаружили, что это не всегда верно.
Герберт Вирджин и его коллеги заинтересовались влиянием латентного вируса герпеса на иммунную систему. Они заразили мышей одной из двух разновидностей мышиного вируса герпеса, а затем “напустили” на зверьков бактериальные патогены, вызывающие энцефалит, менингит и чуму. Оказалось, что грызуны, инфицированные герпесом, лучше противостоят болезням.
Ученые решили выяснить, связано ли благотворное действие вируса на иммунную систему с конкретной его формой. Для этого они использовали его мутантный штамм, который вызывает острую инфекцию, а затем постепенно исчезает. В этом случае мыши не продемонстрировали способности противостоять бактериальной инфекции. Выяснилось, в частности, что вирус собственно герпеса не обладает защитным эффектом. Возможно, бесполезен в этом смысле и тот, что является причиной ветрянки.
По мнению Вирджина, следует пересмотреть наше отношение к вирусу герпеса, более того, изменить взгляд на иммунную систему. Если такого рода инфекции играют важную роль в подготовке организма к борьбе с грядущими бактериальными инфекциями, следует говорить о симбиотическом “сожительстве”, наподобие того, как это происходит с бактериями, населяющими наш пищеварительный тракт.
Возникает вопрос, как давно возникла эта любовь-ненависть между вирусом герпеса и человеком, и даже, не считать ли вирусную ДНК составной частью инфицированного человека. Возможно, у некоторых из нас эти вирусы входят в состав нормальной иммунной системы, полагает Вирджин.
Вирусы герпеса – потомки штамма, некогда инфицировавшего общего предка млекопитающих, птиц и рептилий. Таким образом, у животных и путешествующих с ними вирусов было около 100 миллионов лет, чтобы привыкнуть к совместной жизни. Вероятно, эти вирусы сыграли важную роль в развитии системы защиты против болезней.
Впрочем, полученные результаты не следует истолковывать в том смысле, что надо немедленно обзавестись подобным вирусом, если его еще нет. Лучший вирус все-таки мертвый вирус. Об этом сообщает агентство Информнаука .
www.inauka.ru