Президент США Джордж Буш побывал в Праге, где хотел заручиться поддержкой руководства Чехии по поводу ПРО. Но чешский президент Вацлав Клаус фактически усомнился в том, что его стране нужна ПРО и лишние осложнения в отношениях с Россией. Он испортил Бушу настроение накануне встречи «большой восьмёрки» и дал понять, что внешняя политика Чехии определяется в Праге, а не в Вашингтоне.
Такого Прага не видела давно. Ради приезда американского президента всегда полный туристов Град был полностью очищен от людей, и центр чешской столицы превратился в «мёртвый город». Повсюду стояли оцепления из полицейских и людей в штатском. Чешские министры пели дифирамбы гостю из-за океана, а глава военного ведомства Власта Парканова даже не поленилась записать для Буша песенку, напоминавшую худшие образцы пресмыкательства перед «старшим братом» времён социализма.
Несмотря на очищение Града от народа, по городу прокатились акции противников установки радара ПРО, организованные движением «Нет Базам!». По всей Чехии продолжался сбор подписей под требованием провести референдум по этому вопросу, и их уже насчитывается 150 тысяч. Согласно последним опросам, порядка 70% чехов не желают видеть на своей территории объект сомнительного назначения, который едва ли способен защитить от Ирана, но может сканировать территорию России вплоть до Урала.
Переговоры Буша с руководством Чехии проходили не только на фоне прохладного отношения чехов к заморскому гостю, но и резкой реакции России на планы размещения ПРО. Владимир Путин ясно дал понять, что в случае появления таких объектов в Европе Россия нацелит на них свои новейшие, успешно испытанные ракеты. Естественно, после такого у чешского руководства заметно поубавилось энтузиазма втягиваться в авантюру, навязываемую из Вашингтона.
По окончании переговоров показалось, что, вопреки мнению большинства чехов, руководители двух стран без проблем обо всём договорились. «Мы рассматриваем это как совместный вклад в защиту свободы на территории Европы. Мы хотели бы сделать все от нас зависящее, чтобы зонтик этой системы накрывал не только нас, но и остальные страны в Европе, которые нуждаются в защите от ракетной угрозы», — сказал премьер-министр Чехии и главный сторонник системы ПРО в стране Мирослав Тополанек.
«Холодная война закончилась, и народ Чехии может быть одновременно и другом США, и другом России. Совместно мы можем достичь многих целей. Одна из них — защита свободных стран от ракет, которые могут быть запущены режимами-изгоями. Я буду говорить об этом с президентом Путиным. Я скажу ему: Владимир, ты не должен бояться ПРО. Мы можем вместе участвовать в создании этой совместной американо-российской системы», — ответил довольный Буш.
И тут из уст президента Чехии Вацлава Клауса прозвучали первые публичные сомнения относительно возможности размещения ПРО в его стране. «Могу сказать, что нам были разъяснены основные позиции США, и мы их поняли. Мы подчеркнули нашему гостю, что, во-первых, необходимо также принимать во внимание возражения России по поводу этого проекта. Кроме того, необходимо заручиться поддержкой большинства населения Чешской республики этого проекта», — подчеркнул глава чешского государства.
Слова президента Чехии можно трактовать по-разному. Вполне возможно, что он просто набивает администрации США цену, спекулируя чешским общественным мнением. Клаус ведёт тонкую, изощрённую игру, всё время повышая ставки. Ему хочется разместить систему ПРО в Чехии, но не хочется терять голоса избирателей и ссориться с Россией. Поэтому он выбрал тактику затяжки времени и прекрасно её использует, с удовольствием осваивая роль политика мирового масштаба.
Впрочем, Клаус всегда показывал себя мастером компромисса и тонкой политической интриги. Он выступал против бомбардировок Югославии и войны в Ираке, но сумел при этом не поссориться с США. Ему не нравился проект Конституции ЕС, но он смог сохранить нормальные отношения с Брюсселем. Он был самым ярым сторонником вступления Чехии в НАТО, но, едва став президентом, выступил за восстановление и развитие отношений с Россией, фактически сведённых к нулю его предшественником Вацлавом Гавелом.
Теперь Клаус снова оказался в сложном положении. Вроде бы нужно оправдываться перед США и соглашаться на радар, но препятствий для этого слишком много. Главное из них – парламент, большинство депутатов которого согласны разместить ПРО только в том случае, если она будет включена в систему безопасности НАТО. Огромное значение имеет также и слово избирателя. Чехи – народ достаточно злопамятный, и они не простят Клаусу и его однопартийцу Тополанеку превращения страны в потенциальную мишень.
Кроме того, теперь руководителю Чехии приходится считаться и с мнением России, расположенной недалеко от его собственной страны. И дело здесь совершенно не в «славянской взаимности» и любви к русским, а в чисто прагматическом подходе. Чехия заинтересована в России как рынке сбыта товаров и поставщике туристов, дающих чешской казне огромное количество денег. Да и жить под прицелом ракет (причём совершенно оправданным) как-то не очень хочется.
Что же касается Джорджа Буша, то он отправляется на встречу «большой восьмёрки» не в лучшем расположении духа. Ему предстоит неприятный разговор о ПРО не только с Владимиром Путиным, но, возможно, также с канцлером Германии Ангелой Меркель и премьером Италии Романо Проди, которые также не в восторге от этой идеи. А тут ещё президент Чехии подложила американцам свинью и дал понять, что её внешняя политика его страны определяется в Праге, а не в Вашингтоне.
Владимир Анохин, Вадим Трухачев www.pravda.ru