Задуманный европейцами проект по поиску жизни на Марсе оказался масштабнее и дороже, чем предполагалось вначале. Теперь его успех зависит от участия России. Представитель Роскосмоса рассказал «Правде.Ру» о предстоящей высадке на Красную планету.
Европейское космическое агентство (ESA) приближается к завершению проекта по созданию уникального марсохода. Команды, комплектующие космическую миссию ExoMars, готовят робота для отправки к Красной планете. Аппарат, который, по предварительным прогнозам, достигнет цели в сентябре 2014 года, займётся поиском ответа на сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» Если же таковой не будет найдено, робот довольствуется сбором информации о прошлом марсианской биосферы.
Масштабный проект изначально предполагал бурение скважины в замерзшей поверхности марсианского моря на глубину двух метров, что позволит добраться до подповерхностных слоёв, богатых водяным льдом – а значит, как полагают учёные, и микроорганизмами.
Читайте по теме: «Подледная рыбалка» на Марсе потребует больших усилий
Однако разработанная концепция оказалась намного шире и дороже, чем планировалось в 2005 году.
На этой неделе состоялась встреча представителей государств, участвующих в проекте, с чиновниками Европейского космического агентства. Съезд прошёл в Париже, где чиновники согласовали пути дальнейшей работы и параметры финансирования.
Ранее предполагалось, что аппарат стоимостью 650 миллионов евро отправится к Марсу на российской ракете «Союз». Теперь участники проекта договорились, что корабль всё-таки возьмёт с собой «погодную станцию» Geophysics/Environment Package (GEP), которую многие ученые хотели видеть на Красной Планете.
Аппарат будет состоять из 205-килограммового марсохода, который понесет на себе 16,5-килограммовый научный инструментарий и 30-килограммовый GEP. Подобная комплекция позволит роверу переждать штормовой пылевой сезон, а диспетчеры смогут улучшить точность приземления аппарата.
Специалисты ESA также проанализировали своё сотрудничество с Роскосмосом. Российские ученые уже вовлечены в некоторые из команд, создающих оборудование для марсохода, однако к Москве остаётся один вопрос – обеспечит ли она протонную ракетную пусковую установку. Западные СМИ пишут, что на сегодняшний день этот вопрос пока не ясен.
За разъяснениями «Правда.Ру» обратилась к пресс-секретарю Федерального космического агентства Игорю Панарину.
«Да, мы участвуем в проекте. Переговоры ведутся постоянно. Я думаю, что о реализации можно будет говорить после выставки в Ля-Бурже в июле. Вообще Россия – лидер на рынке пусковых услуг, и мы сотрудничаем не только с ESA, но и, например, с Южной Кореей. Наша космическая промышленность уникальна и готова к сотрудничеству. Примером тому служит станция в Куру, где также идёт сотрудничество с ESA, причём речь идёт о десятилетиях», — заявил Панарин.
На вопрос, удастся ли в 2014 году посадить аппарат на Марс, представитель Роскосмоса ответил: «Прогнозы – вещь неблагодарная. Мы будем стремиться к этому. Наша промышленность позволяет сделать это, более того в ракетно-космической отрасли наметился рост, если в 2005 он составил 10%, то в 2006 году уже 14%. По поводу этой миссии пока только осторожный оптимизм. Однако отмечу – необходимо укреплять сотрудничество с другими странами в этом и других проектах».
Артём Недолужко
www.pravda.ru