Одним из самых любопытных и продуктивных направлений развития современной науки является сегодня разработка нанотехнологий. Понятие было введено японским физиком Норио Танигучи в 1974 году. Под нанотехнологиями подразумеваются механизмы размерами меньше одного микрона, запрограммированные на определенные операции. Перспективы, открываемые этим направлением таковы, что все это больше смахивает на фантастику. Между тем, сегодня совершается множество научных открытий связанных с нанотехнологиями.
Наибольшее признание нанотехнологий открыли США. Определение, данное директором Национального Фонда Науки Ритой Колвелл, гласит: Нанотехнологии — это ворота, открывающиеся в другой мир . Если учесть что особый интерес к этому направлению проявляют военные, то это определение приобретает довольно зловещую двусмысленность. Впрочем, не будем забегать вперед.
Общемировые затраты на развитие нанотехнологий уже превышают 9 млрд. в год. Лидером по части инвестиций считаются США. Другие главные участники — Европейский Союз и Япония. Исследования ведутся в странах бывшего СССР, Австралии, Тайване, Китае, Южной Корее, Канаде, Израиле, Сингапуре и Бразилии.
В настоящее время нанотехнологии используются в изготовлении спортивного оборудования, транзисторов, топливных элементов, косметики, одежды, лекарств и медицинской аппаратуры, светоиспускающих диодов, топливных элементов. Практический результат виден налицо: нанопримеси на основе оксида церия уже добавляют в дизельное топливо, что позволяет увеличить КПД двигателя на 4-5% и снизить степень загрязнения выхлопными газами.
В будущем нанотехнологии будут иметь достаточно широкое применение. Известный ученый Джей Сторрс Холл утверждает, что они кардинальным образом изменят все сферы жизни человека. По прогнозам американского журнала Scientific American, в ближайшем будущем появятся медицинские устройства размером с почтовую марку. Их всего лишь надо наложить на рану. Устройство самостоятельно проведет анализ крови, подберет нужные медикаменты и впрыснет их в кровь. Ожидается появление к 2025 году специализированных нанороботов, способных воспроизводить пищу, заменив сельскохозяйственные растения и животных; стабилизация экологической среды; важнейшее участие в нефтеперерабатывающей промышленности; нанороботов-врачей, способных жить внутри человеческого организма. Из всего этого следует, что нанотехнологии обладают поистине колоссальным потенциалом.
Вопрос в том, будет ли он использован на благо человечеству? Ответить на него нетрудно, если исходить из всего предыдущего опыта, когда большинство достижений науки и техники немедленно использовалось для истребления себе подобных.
Многие исследователи считают, что нанотехнологии фундаментально изменят природу войны. Война будет более изощренная, более опустошающая, более кровопролитная. Ныне военные исследования в мире ведутся в шести основных сферах: технологии создания и противодействия «невидимости», энергетические ресурсы, самовосстанавливающиеся системы (например, позволяющие автоматически чинить поврежденную поверхность танка или самолета или изменять ее цвет), связь, а также устройства обнаружения химических и биологических загрязнений. Еще в 1995 году Дэвид Джеримайя (David E. Jeremiah), бывший член Объединенного Комитета Начальников Штабов заявил: «Нанотехнологии способны радикально изменить баланс сил в большей степени, чем даже ядерное оружие». Можно представить устройство размером с мельчайшее насекомое (около 200 микрон), способное находить незащищенных людей и впрыскивать им яды. Летальная доза токсина ботулизма составляет 100 нанограмм или около 1/100 объема всего устройства. 50 миллиардов единиц подобного оружия — количество, достаточное чтобы убить каждого человека на Земле — может храниться в чемодане. Огнестрельное оружие станет намного более мощным — а пули самонаводящимися. Аэрокосмическая техника может быть намного легче и лучше, изготовляться с минимумом или вообще без металла, из-за чего обнаруживать ее с помощью радаров окажется намного сложнее. Встроенные компьютеры позволят активировать на расстоянии любой вид оружия, а более компактные источники энергии позволят сильно улучшить возможности боевых роботов.
Благодаря возможностям наносборки и молекулярного конструирования станет возможным создание невидимых видов вооружений, настолько же опасных и коварных, как и биологическое и химическое оружие. Однако нанотехнологическое оружие благодаря способу его производства будет также более точным, «адресным», чем эти запрещенные виды оружия массового поражения (ОМП). Нанооружие будет создаваться с атомарной точностью, что позволит создавать роботов по размеру меньших, чем бактерии в биологическом оружии. Кроме того, таких нанороботов, в отличие от бактерий, можно будет программировать. Они смогут обойти оборону противника и нанести удар по предопределенным целям, действуя по принципу крылатой ракеты, только в малом до невидимости масштабе.
Биологические и химические виды вооружений распространяются с ветром, убивая все, что попадется им на пути, не различая солдат и мирных жителей. Перед таким оружием нельзя сдаться в плен. Это – средства геноцида, которые созданы для того, чтобы стереть противника с лица земли, а не добиться его капитуляции.
Нанотехнологии могут расширить возможности «грязных» видов оружия, делая геноцид зависящим не от направления ветра, а от заложенной программы. Возможности таких видов вооружений нетрудно себе представить. Это может быть, например, нанооружие, окружившее враждебное государство по периметру и постепенно стягивающее кольцо, уничтожая всех, с кем соприкасается.
Следует также отметить и то обстоятельство, что возможности контроля за развитием и производством нанооружия сильно ограничены. Такой контроль работает как с ядерным оружием, так и с обычным, но в обоих случаях он полагается на нечто, чего не будет в эпоху невидимых машин — способность обнаружить оружие. Нынешние виды оружия можно обнаружить, в том числе и из космоса при помощи спутников. В то же время значительная часть нановооружений будет необнаружима ни одним из старых методов, кроме прямого расследования (обычно неприемлемого), и тем самым может воздвигнуть непреодолимую преграду для выполнения соглашений о контроле за вооружениями. Нельзя контролировать то, что обнаружить нельзя.
Немалым поводом для опасения является цель этих новых видов вооружений, так как производство, также основанное на нанотехнологиях, не позволит атаковать такие законные объекты атак, как фабрики и военную силу противника, оставляя только одну мишень: людей.
Нанотехнологии приведут к миниатюризации не только продукции, но и самих фабрик. Огромные производственные комплексы уходят в прошлое. То же самое касается и стратегического планирования кампании, ведь даже если фабрики нового поколения удастся обнаружить, их уничтожение принесет мало пользы, ибо дешевое и быстрое молекулярное конструирование позволит фабрикам разрастаться, как траве на лугу. Уничтоженная фабрика появится на новом месте через пару дней. Таким образом, ограничение производственных мощностей противника в нановойне играет незначительную роль.
То же самое относится к оружию противника. Обычно войну можно выиграть, если уничтожить танки, самолеты, авианосцы и бомбардировщики противника. Но если супероружие эпохи нанотехнологий невидимо, вроде невидимых фабрик, тогда и цели для удара не существует. Оружие противника, таким образом, может быть с легкостью заменено так же, как могут быть заменены нанофабрики.
В результате штабисты попытаются найти цель, которая достаточно велика для того, чтобы ее найти и уничтожить, и которую нельзя воссоздать с легкостью. Естественным выбором при данных обстоятельствах являются гражданское население.
Во времена Второй мировой войны немецкие бомбардировки Лондона были обычно актом отчаяния. Таким же актом отчаяния в войне будущего будет уничтожение мирного населения, так как именно его будет легче найти.
Война в «эпоху невидимых машин» будет гораздо хуже, чем когда-либо была ранее.
Последние, по прогнозам специалистов, дадут возможность выборочно уничтожать людей по генетическим признакам. И вот что самое страшное: новейшее оружие становится все более доступным, оно ускользает из-под контроля правительств, крупных корпораций. В недалекой перспективе оно может попасть в руки кого угодно.
Как отметил один американский ученый, если минувший век был эпохой оружия массового поражения , то нынешний станет веком знаний массового поражения . Иными словами, человечество вплотную подошло к созданию еще одного вида апокалипсического оружия.
Все материалы по нанотехнологиям
Сегодня Сергей Спиридонов