Отношения между Дели и Токио до недавнего времени были прохладными, но теперь все меняется. Японский премьер предложил индийцам грандиозный проект, направленный на ослабление Китая. Япония и США объединяют усилия, чтобы сдержать Москву и Пекин. Индия становится ареной
Японский премьер Абэ с индийским коллегой Сингхом геополитической битвы.
Геополитическая конфигурация в Северо-Восточной и Центральной Азии меняется. Не желая терять влияние в этом регионе, ведущие державы мира ищут новых союзников. Особое внимание в этой связи привлекает Дели. Примером тому стал государственный визит в Индию премьер-министра Японии Синдзо Абэ, почти совпавший по времени с саммитом ШОС.
Объект влияния выбран удачно. Индия (один из членов неформального содружества Москва-Дели-Пекин, которое складывалось на протяжении многих лет) сейчас все более отходит от прежних договоренностей и все активней идет на сотрудничество с конкурентами России и Китая в этом регионе.
Соединенные Штаты воспользовались этой тенденцией и предприняли ряд привлекательных для Дели шагов. Прежде всего, они признали право индийцев на развитие ядерных программ. Для Индии это открывает перспективы не только развития энергетики, но и укрепления ядерных сил. При этом МАГАТЭ, на которое всегда так трогательно ссылается Вашингтон, осталось в тени.
Не останавливаясь на полпути, США заключили с Индией договор в ядерной области – таким образом, Вашингтон берет эту сферу под свое крыло, и любые действия Индии отныне правильны и законны.
США в последнее время стремятся резко увеличить инвестиции в эту страну и занять ведущее место в военно-техническом сотрудничестве. Австралия вслед за Америкой тоже решила поиграть в политику на Индостане и приобщиться к совместной ядерной программе.
Вектор устремлений США вполне понятен. Любыми средствами вытеснить Россию из индийской военной сферы, стать если не участником, то, во всяком случае, арбитром в территориальном споре между Индией и Китаем (естественно, на стороне Дели) и показать Пакистану, что если тот действительно желает стабильности и решения кашмирской проблемы, то ему следует ориентироваться на США, а не вращаться в орбитах ШОС.
Такая позиция близка и понятна Японии. Считая себя основным игроком в Юго-Восточной Азии, она поддерживает США в устремлениях сдержать набирающий силу Китай и ущемить Россию, но вместе с тем не считает себя игроком второй лиги и стремится стать на одну ступень с Вашингтоном.
До недавних пор отношения Токио и Дели были весьма прохладными. Японцы очень болезненно реагируют на проблему распространения ядерного оружия. И когда Индия провела в 1998 году ядерные испытания, Япония приостановила экономические связи с ней по государственной линии. Впоследствии торговля вновь стала расти, но ее объем сегодня равняется всего 4% от торговли Японии с Китаем.
Япония как бы держалась на известном удалении от Индии, тем более что экономических партнеров у нее было предостаточно. Но политика сдерживания Китая стала выходить на первое место, и Синдзо Абэ решил положить конец отчужденности по отношению к Индии. Вместе с ним в Дели прибыла делегация в составе руководителей 200 крупнейших корпораций, таких как «Тойота», «Кэннон», «Мицубиси», «Хитачи».
Главный контракт, который подписан во время визита, касается транспортного и промышленного коридора между Бомбеем и Дели. Этот коридор длиной почти 1500 км должен устранить «пробки», из-за которых движение товаров на экспорт тормозится. Помимо современных автострад, железной дороги, аэропортов будет создано девять зон машиностроительной и химической промышленности.
Когда проект стоимостью около 100 млрд. долларов, в который вложит огромные деньги Япония, будет реализован, Индия с ее более дешевой рабочей силой станет конкурентом Китая на мировых рынках.
Существенный прорыв в отношениях Японии и Индии может серьезно повлиять в дальнейшем на геополитический расклад сил в регионе. Создавая ось США-Япония-Австралия-Индия, Вашингтон формирует новый клубок противоречий и в последующем может сместить «дугу напряженности» с Ближнего Востока глубоко на юго-восток, используя политически и экономически зависимую Индию как таран для сведения конкурирующей роли Китая на нет.
А Япония, имея свои претензии к России и вкладывая деньги в индийскую промышленность, найдет в Дели союзника. Недавно Индия отпраздновала День Независимости, но, вероятно, британское владычество глубоко укоренилось в сознании правящей элиты и она вновь лезет в ярмо.
Владимир Анохин, «Правда.Ру»