Мысль об особой роли избранного народа Божьего[1] проходит через весь Ветхий Завет, где этот народ именуется Израилем[2] На него возложена миссия дать всем остальным народам пример святости, справедливого устроения бытия и привести всех к преклонению перед правдой Божией во всеобщей гармонии — к спасению. После её исполнения мессианскому народу надлежит вечно охранять это праведное устроение, царствуя в славе. Все же противостоящие Божьим избранникам народы названы преступными, мерзкими, отвратительными, нечестивыми народами[3] и подлежат — в конечном итоге — истреблению.[4]
Впоследствии идея мессианства была перетолкована фарисеями в сугубо кровно-плотском ключе[5], что превратило саму эту идею в абсурд[6]. Потому в Учении Христа мессианству снова возвращается первоначальный смысл «почётного права и священной обязанности» тех, кто познал пути правды — святого народа Божьего[7] — нести эту правду всем остальным народам, а в результате — справедливо царствовать над всеми народами. Здесь, как и в Ветхом Завете, мессианский народ составляют люди, стремящиеся к справедливости, к добру, к истине и готовые следовать ей, невзирая ни на какие жертвы.
Именно эти устремления сформировали настоящий Русский Народ, потому не случайно мессианство испокон веку являлось одной из составляющих Русской Идеи и очень часто русские в своём большинстве с воодушевлением принимали мессиански ориентированные учения и следовали за вождями, поднимавшими знамя Русского мессианства.
Мессианская ориентация — неотторжимое свойство Божьего народа, отсюда и получившего своё главное название — Русь.
В марксизме мессианскими чертами наделяется рабочий класс — пролетариат. На него возлагается надежда на переустройство мира в соответствии с коммунистическими принципами и через это — достижение всеобщего благоденствия.
Хотя Маркс и признаёт, что идеи коммунистической общинности уже существуют издревле в организации жизни русского крестьянства, но считает его недостаточно экспансивным для осуществления мировой коммунистической революции.
Лжемессианские явления
Существует и лжемессианство — своего рода мессианская ориентация народа на единение всех под своим началом, но не являющего пример святости и самоотверженного служения Всеобщей Правде.
* Общность, называемая еврейством — те, кто в настоящее время считают себя по происхождению наследниками ветхозаветного Израиля, «богоизбранным народом». Таковые евреи принимают Ветхий Завет как свои священные книги, в которых находят оправдание своему желанию господствовать над другими.
Точка зрения о «богоизбранности» всех евреев по плоти бытует и среди некоторых православных христиан, толкующих Священное Писание в духе фарисеев — не духовно, а буквально.
* Подобный настрой германской цивилизации явил свю вершину в потерпевшей сокрушительное поражение попытке построения «нового мирового порядка» под руководством Адольфа Гитлера. В его квазимессианской концепции также преимущества господства над миром никак не связаны другой стороной — необходимостью прежде обрести Высшее право на них через становление себя в качестве нравственного примера.
* Ориентацию на единое управление планетой имеет и конгломерат, называемый американской нацией, который оформил своё псевдомессианское стремление к мировой гегемонии в виде т. н. доктрины глобализации, своеобразно соединившей еврейскую идею «избранного народа» и гитлеровский neue ordnung.
* Другая общность, обладающая мессианским импульсом — мусульмане, имеющие притязания на построение «мирового халифата» — единого теократического государства. Однако сама мусульманская религия не допускает существования Божественного рая на земле.
Всякая попытка отрицать Мессианство, низвести значимость Особенного Народа до уровня обычного этнического образования — это одно из преступление перед Богом (Иез. 25:8-11).
Примечания
1. «Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14:2).
«Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис. 43:21).
2. «Он возвестил слово Своё Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» (Пс. 147:8,9).
3. 1Езд. 9:14; Лев. 18:24-30; Втор. 18:9; Втор. 9:4,5 и т.д.
4. «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:12).
5. «Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.» (Ин. 8:39)
6. Абсурдно полагать, что Бог, Который «не в силе, а в Правде» (Александр Невский), избирает народ, ориентированный на служение Маммоне.
7. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет. 2:9,10)