Весь 1963 г. 200 тыс. жителей индийских штатов Западная Бенгалия и Ассам жили под угрозой голода, а несколькими годами позже на грани истощения оказались продовольственные запасы в соседнем штате Бихар. На фоне этих событий известный биолог Пауль Эрлих предрек в своей книге «Демографический взрыв» гибель от голода сотен миллионов людей в течение ближайших нескольких лет. Причиной, по его мнению, могло стать отставание роста производства продуктов питания от роста народонаселения.
Этот неомальтузианский сценарий, к счастью, не реализовался. Благодаря «зеленой революции», затронувшей также и Индию, исчезла зависимость от поставок продовольствия из других государств. За последние 40 лет в стране произошли радикальные перемены, и теперь, если судить по обложкам рекламных журналов, Индия становится «растущим на глазах экономическим гигантом». На рубеже веков многие развивающиеся страны все чаще сталкиваются с проблемой ожирения — детищем глобализации. В начале XXI в. число тучных людей на планете сравнялось с числом чрезмерно худых, а сегодня разница в численности этих категорий составляет несколько сотен миллионов в пользу первых.
У бедных и богатых государств появляется все больше общих проблем. Кока-колонизация — термин, встречающийся даже в академических изданиях, — привела к тому, что жители Мексики, например, вместе с подслащенными газированными напитками стали потреблять больше калорий, чем американцы. Вытеснение супермаркетами небольших магазинчиков, торгующих местными продуктами, привело к чрезмерному потреблению высококалорийных продуктов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
• В результате глобального перераспределения продуктов питания развивающиеся страны борются теперь с двумя проблемами: ожирением и голодом.
• В мире производится достаточно сельскохозяйственных продуктов, чтобы накормить всех жителей Земли. Но голод — непреходящая проблема. Его порождают политические конфликты, природные катаклизмы и традиционная бедность сельского населения развивающихся стран.
• Агрономы продолжают работать над тем, чтобы накормить всех, кто в этом нуждается, используя генетически модифицированные растения, а жители промышленно развитых стран озабочены тем, что диетология все в большей степени становится одной из областей медицины.
«Зеленая революция» помогла избежать масштабного голода, но она же поспособствовала переходу множества людей в категорию тучных. Только недавно начали проясняться эндокринологические, психологические и генетические основы ожирения. Открыт даже «ген тревожности», способствующий сжиганию калорий. Однако это не отменяет поиски действительно эффективных и безопасных лекарственных средств для похудения. В 1997 г. был запрещен к употреблению комбинированный препарат Fen-Phen, оказывающий нежелательное воздействие на сердечно-сосудистую систему. В настоящее время любой желающий может приобрести другое средство такого же назначения — орлистат (алли). По мнению некоторых врачей, оно не менее эффективно, чем пилюли, на получение которых требуется рецепт. Если такие данные подтвердятся, это принесет огромные прибыли компании-производителю GlaxoSmithKline.
Исследователи, занимающиеся разработкой новых лекарственных препаратов для похудения, активно ищут вещества, которые блокируют повышающие аппетит химические соединения, вырабатываемые в головном мозге и кишечнике. Еще один объект поисков — соединения, ускоряющие энергообмен. Однако все эти исследования имеют один существенный недостаток: они не учитывают психологические моменты, которые могут свести на нет действие самых лучших лекарств. Результаты проведенных недавно обследований показали, что безоговорочная вера во всемогущие диетические пилюли порождает соблазн съесть двойную порцию чизбургера с беконом, а все выходные провести у телевизора, вместо того чтобы отправиться на природу. Не следует забывать и о побочных эффектах, неизбежных при вмешательстве в такую важную сферу, как регуляция питания. В июне 2006 г. компания Sanofi Aventis отказалась от производства разработанного ею средства для похудения под названием римонабант (акомплия). Выяснилось, что иногда оно провоцирует суицид.
Казалось бы, девиз «Больше двигаться, меньше есть!» — как раз то, что нам необходимо. Однако исследования, проведенные в 2005 г., показали, что люди с небольшим избыточным весом живут дольше, чем те, чей вес находится в пределах нормы. Академическое сообщество, которое без конца твердит о надвигающейся эпидемии ожирения, дружно ополчилось на эти результаты, подрывающие, по их мнению, все устои диетологии.
Но если соблюдение диеты — панацея (а об этом свидетельствуют многочисленные данные), то как быть людям с избыточным весом? Приверженцы движения «За здоровую полноту» советуют поменьше думать о показателе массы тела и руководствоваться культурными традициями, а не эпидемиологическими параметрами. Для какой-нибудь сельской жительницы Нигерии худоба так же неприемлема, как и для обожаемого фанатами афроамериканского хип-хоппера Heavy D.
Глобальное перераспределение продуктов питания порождает проблемы. Так, в Индонезии нередки случаи, когда в семье один из братьев страдает ожирением, а у другого, питающегося точно так же, отмечается недостаток веса. Таковы парадоксы введения в рацион непривычных для индонезийцев сахаров и масел. В мире производится достаточно еды, чтобы накормить всех жителей земного шара, однако ежедневная порция риса не решает всех проблем. Поэтому, несмотря на то что число голодающих постепенно уменьшается, сотни миллионов страдают от недостатка калорий.
Возможности «зеленой революции» не беспредельны. Отрадно, что производство зерновых начиная с 1960-х гг. неуклонно повышается благодаря применению в развивающихся странах качественного посевного материала, пестицидов, развитию ирригации. Однако площади пахотных земель остаются прежними, а использование все более мощных химикатов чревато загрязнением грунтовых вод.
СТАНЕТ ЛИ ГЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЗЕЛЕНОЙ?
Переход в 1960-х гг. на новые способы ведения сельского хозяйства, подстегиваемый внушительными субсидиями на федеральном и глобальном уровнях, произошел быстро и немедленно дал плоды. Биотехнологические же методы еще должны доказать свою эффективность. Частные компании, поставляющие генетически модифицированные культуры (ГМК), иногда устанавливают слишком высокие для небольших и средних хозяйств стран третьего мира цены на семена. И несмотря на то что некоторые развивающиеся государства весьма преуспели в выращивании генетически модифицированных зерновых и сои, возможности новых технологий по созданию культур, адаптированных к местным условиям (недостатку влаги или излишней засоленности почвы), пока полностью не изучены и не осознаны теми, от кого зависит их крупномасштабное коммерческое производство.
Тучность и острая нехватка продовольствия — проблемы, параллельно существующие в развивающихся странах. А жители промышленно развитых государств неожиданно открывают для себя, что строгая рационализация в вопросах питания не приносит ожидаемых результатов. Однако многие специалисты в области питания по-прежнему скептически относятся к такой рационализации.
В настоящее время научные основы планирования диеты разработаны недостаточно. Большинство исследований, в которых прослеживается влияние характера питания на риск развития сердечно-сосудистых патологий или диабета, концентрируются на каком-то одном продукте и оставляют в стороне такие факторы, как наследственность или образ жизни. К подобному упрощенному подходу ученых привела необходимость постоянно ниспровергать утверждения, согласно которым употребление в пищу продуктов, содержащих много растительных волокон, не предотвращает рак, а низкокалорийная диета никак не влияет на вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний. Мэрион Нестле, автор статьи «Просто еда», опубликованной в этом номере нашего журнала, советует во всех супермаркетах развесить плакаты: «Меньше ешьте, больше двигайтесь, не жалейте денег на овощи и фрукты, не забывайте о хлебе из цельного зерна, избегайте несвежих продуктов».
В свое время Марк Твен выразил суть диеты одной фразой: «Секрет жизненного успеха коренится, среди прочего, в том, чтобы есть любимые блюда и позволить пище самой разбираться с желудком». Другие «неотвенианцы», и в их числе Майкл Поллан, автор широко разрекламированной книги «Дилемма всеядного» , призывает получать от еды удовольствие и отвергает диетологию как область медицины. По его мнению, диета, как это ни парадоксально звучит, никак не способствует укреплению здоровья. Поллан настоятельно рекомендует «тратить на еду больше, а есть меньше», покупая высококачественные продукты, выращенные без использования минеральных удобрений и сохраняющие свой вкус и питательную ценность. И уж конечно следует полностью отказаться от посещения «витаминных баров», где вместо еды подают витаминизированные коктейли.
Источник: «в мире науки \www.sciam.rу»