Даты памяти жертв массового уничтожения евреев и армян стоят очень близко. При этом один народ, ставший жертвой геноцида, не может признать трагедии другого. Израиль категорически отказывается признать геноцид армян в Османской империи. Не признаёт он фактов геноцида славян и других народов. Почему?
Две даты 24 и 30 апреля стоят очень близко. Они отмечены кровью миллионов людей. И все же один народ, ставший жертвой геноцида, не может признать трагедии другого. Израиль категорически отказывается признать геноцид армян в Османской империи. Почему?
Геноцид — это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.
Геноцид стал символом ХХ века. Его черной меткой и отличительной чертой. Это не значит, что геноцида не существовало в истории и раньше. Однако та жестокость, с которой уничтожались целые народы, можно сравнить только с истреблением индейцев на территории США. Правда, об этом мир предпочитает не вспоминать.
Слишком тяжел был ХХ век. Геноцид армян и ассирийцев в годы Первой мировой войны, осуществленный турками. Геноцид славян, евреев, цыган, китайцев и корейцев в годы Второй мировой войны, проводимый нацистами и японскими милитаристами затмили все те жестокости, которые происходили раньше.
А потом геноцид камбоджийцев в годы правления Пол Пота, геноцид народа хуту в 1994 году в Руанде. Список геноцидов будет очень длинным. Число жертв в абсолютном или пропорциональном отношении, конечно, будет различаться, однако это никоим образом не снижает роль трагедии каждого из них.
Каждый год в Армении чтят память более полутора миллионов убитых армян: мужчин, женщин, стариков и детей. Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры.
Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной–летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей разрушительности. Именно поэтому, рассеянные сегодня по всему миру армяне отмечают 24 апреля, как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.
А 30 апреля в Израиле отмечается День памяти жертв холокоста. Схожие судьбы, понятные друг другу события. Два народа, которые понесли горечь утрат. Две нации –жертвы геноцида.
Как видно, под определение геноцида можно подвести много случаев из истории ХХ века. В сущности- это преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира.
Но надо отметить, что в этот период были уничтожены также до трети цыганского народа, четверть белорусов, потери поляков составили 10% населения, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, погибли около 3-х миллионов советских военнопленных.
Проблема в том, что геноцид как международное преступление против человечества и человечности требует международного признания, и это часто не находит отклика у разных стран. Поэтому отказ признания того или иного геноцида является элементарной желанием не нести никакой материальной ответственности.
Это очень хорошо видно в случае с Турцией, которая вот уже на протяжении почти века отказывается признавать геноцидом массовую резню армянского населения Османской империи в 1915 и последующих годах, ссылаясь на то, что эта резня происходила в ходе военных действий и не носила целенаправленный антиармянский характер.
Любая дискуссия по этой болезненной теме в Турции официально пресекается. Например, когда во Франции в 2006 году велась дискуссия о привлечении к ответственности за отрицание геноцида армян, что даже вылилось в законодательную инициативу, Анкара возмутилась действиями французских парламентариев, что привело к охлаждению турецко-французских отношений.
Признание чужого национального горя является актом морального сочувствия и данью соболезнования чужой трагедии. Это признание логично со стороны народа, который сам испытал в своей истории подобную трагедию. Однако более чем странно, что эта истина не находит места в вопросе о признании армянского геноцида правительством Израиля.
Это началось еще в период правления Давида Бен-Гуриона. Оказавшись в изоляции на Ближнем Востоке после первой арабо-израильской войны, Израиль был крайне заинтересован в том, чтобы найти себе союзника в этом регионе. Выбор был ограниченным, отношения стали налаживаться с Турцией, которая стала первым мусульманским государством, признавшим Израиль в 1949 году.
Израиль очень дорожил признанием со стороны Анкары. Желая сохранить отношения с Турцией, Израиль был готов на отказ от признания геноцида армянского народа с тем, чтобы не раздражать Анкару. Израиль аргументирует свое решение тем, что Холокост как уникальное явление несопоставим ни с одним геноцидом в истории человечества.
Ярче всего это выразил Шимон Перес в апреле 2001года. Будучи тогда министром иностранных дел в правительстве Эхуда Барака. Он заявил, что «бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду. В вопросе геноцида идентификация армян с евреями неприемлема». По сути, то же самое 8 февраля 2002 года заявила посол Израиля в Грузии и Армении Ривка Коэн: «Холокост — явление беспрецедентное, и ничто, в том числе и трагедию армян, нельзя сравнивать с еврейским геноцидом», что сразу же вызвало возмущение у официального Еревана.
Министерство иностранных дел Армении в своей ноте протеста по поводу высказываний израильского посла заявило, что «Армения считает неприемлемой любую попытку отрицания или умаления факта геноцида армян, с какой бы мотивировкой это бы не делалось. Более того, Армения никогда не имела цели проводить параллели между геноцидом армян и еврейским холокостом, считая, что любое преступление против человечности беспрецедентно по своим политическим, правовым, историческим и моральным последствиям».
Помимо политической подоплеки у непризнания геноцида армян есть и другая причина. Еврейские организации опасаются, что признание геноцидом событий Первой мировой войны, произошедших с армянским народом, приведет к тому, что холокост перестанет восприниматься как уникальное явление.
Аргументируя свою точку зрения, сторонники этой концепции приводят тот факт, что принятие ислама армянами во время войны позволяло избежать смерти, поскольку турки вырезали последних только потому, что считали их как христиан «ненадежными» и ориентирующимися на Российскую империю, с которой Османская империя вела войну. Уникальность и отличие Холокоста от геноцида армян заключается в том, что у евреев в годы Второй мировой войны не было возможности спастись путем принятия иной религии или еще каким-либо образом.
День Катастрофы и героизма европейского еврейства ( Йом-а-Шоа ) отмечается ежегодно 27 числа месяца нисана по иудейскому календарю. Именно в этот день — 27 нисана 5703 года (2 мая 1943 года по грегорианскому календарю) узники, поднявшие вооруженное восстание в Варшавском гетто, потерпели окончательное поражение.
В Израиле Йом а-Шоа — национальный день траура, установленный кнессетом. Официальная церемония проводится в Яд ва-Шем (Мемориальном музее Холокоста в Иерусалиме). Утром по всей стране звучит сирена в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами во время второй мировой войны.
По всему миру в этот день проходят памятные мероприятия, зажигаются поминальные свечи, в некоторых синагогах проводятся особые службы. В то же время во многих европейских странах, включая Италию, Польшу и Германию, Днем памяти жертв холокоста считается 27 января. Именно в этот день в 1945 году советские войска освободили самый крупный нацистский лагерь смерти — Освенцим, в котором было уничтожено около 1,5 млн. человек .
Катастрофу в Армении отмечают только армяне, а славяне вообще не отмечают подобный день. Для них важна одна дата – День Победы, а уж за ценой они не постояли.Но всегда надо помнить, что наши потери невоенного характера были страшно велики. Согласно планам нацистов, подлежали частичному уничтожению более трети всех жителей СССР. И частично это было осуществлено. За годы войны по расовому признаку было убито 5 миллионов русских, 3 миллиона украинцев, 1,5 миллиона белорусов.
Исключительность никогда не была сильной чертой любой нации. Похоже, что в Израиле некоторые об этом забыли.
Владимир Анохин
www.pravda.ru