Кажется, я ясно и последовательно выступаю в поддержку строго реалистичной внешней политики и выражаю недовольство наивными попытками навязывания «нравственности» на мировой арене, которые обычно дают прямо противоположный результат. Я вовсе не против демократии, реформ, свободной торговли и политического либерализма; но все это очень трудно продвигать в тех странах, у которых их нет и которые их не хотят. А если подобные попытки предпринимаются избирательно и цинично, то это — настоящая катастрофа. Я говорю «катастрофа» не потому, что моя нежная душа будет оскорблена и травмирована тем, что США поддерживают «демократию» в проамериканской стране Х, и без проблем поддерживают диктатуру в антиамериканской стране Y, а потому что со временем такой своекорыстный и безнравственный подход ослабляет поддержку тех ценностей, которые, якобы, отстаиваются.
Например, готов ли кто-нибудь сказать, что после войны в Ираке Соединенным Штатам стало легче осуществлять усилия по «продвижению демократии»? Или что наши отеческие лекции насчет «власти закона» сегодня воспринимаются лучше, нежели до войны с террористами? Может, и есть несколько отважных людей, готовых ответить на данный вызов, но мне кажется вполне очевидным то обстоятельство, что Америке будет все труднее убеждать другие страны следовать ее советам в таких вопросах. И это плохо, потому что и демократия, и власть закона — исключительно важные вещи.
Азербайджан и Россия — два наглядных и мрачных примера глубокого лицемерия США в современном «продвижении ценностей», которые приходят мне в голову. Обе страны являются постсоветскими автократиями, в огромной степени зависящими от энергоресурсов. Обе страны регулярно подвергают нападкам и преследуют всякую организованную политическую оппозицию. Российский «тандем» испытывает на себе мощное презрение со стороны западной прессы за свою отсталость, но Путин, по крайней мере, не является биологическим отцом Медведева. А вот в Азербайджане ситуация сложилась именно таким образом, ибо нынешний президент Ильхам Алиев является единственным сыном предыдущего президента Гейдара Алиева.
Если мы посмотрим на реальные качественные показатели свободы прессы и политической демократии, то увидим, что Азербайджан просто несопоставимо хуже России. «Репортеры без границ» отвели России 142-е место в мире. Это — довольно плохой показатель, но на самом деле он — лучше, чем у ряда демократических союзниц США — таких, как Колумбия, Мексика и Турция. Азербайджан, тем временем, стоит на 162-м месте, отставая от Саудовской Аравии и Узбекистана, то есть — самых жестоких и репрессивных режимов на планете. Economist Intelligence Unit в своем индексе демократии отводит России 117-е место в мире. Таким образом, Россия не попадает в «гибридную» категорию и остается в категории «авторитарных» стран. Честно скажем, это — очень плохой показатель, но он гораздо лучше азербайджанского, потому что эта страна стоит на 140-м месте. По этим критериям Азербайджан — даже авторитарнее Белоруссии, хотя все западные страны единодушно выливают на белорусское руководство ушаты презрения за его неизменно диктаторские и репрессивные методы управления. И хотя все громко трубили по поводу американских дипломатических депеш, в которых Россию называли «по сути дела мафиозным государством», дипломаты США в Азербайджане говорили по поводу этой страны еще более нелицеприятные вещи и сравнивали ее политическую и экономическую систему с «европейским средневековым феодализмом».
Суть в том, что Азербайджан по любым меркам — не просто нарушитель демократических прав и свобод, но страна, которая нарушает эти права и свободы с гораздо большим размахом, чем Россия. Если бы политика США была действительно нацелена на продвижение демократии, отстаивание свобод и власти закона, то мы могли бы рассчитывать на то, что Вашингтон станет проводить исключительно жесткий курс в отношении отвратительной средневековой диктатуры, каковой и является Азербайджан.
Так как же США относятся к Азербайджану? Очень неплохо! Осуществляется масштабное военное сотрудничество и партнерство, и США еще в 1995 году предоставили Азербайджану режим «наибольшего благоприятствования». В целом взаимоотношения между Азербайджаном и США сосредоточены исключительно на позитивных результатах их «партнерства», и в них настойчиво преуменьшается та маленькая и незначительная проблема, что эта страна является ужасной диктатурой. В качестве примера представляю вам застенчивые комментарии последнего американского посла на прощальной пресс-конференции*:
Я почтительно заявляю, что мы сделали очень многое для восстановления доверия к американо-азербайджанским отношениям, а также для восстановления не только сотрудничества и стратегического партнерства, но и дружбы между двумя нашими странами. Это должно стать обычным состоянием наших двусторонних отношений, потому что мы — друзья, и потому что у нас немало общих стратегических интересов. Мы способны вернуться к нормальным отношениям не в силу того, что я сделал, а в силу того невероятно теплого и дружеского приема, который оказывали мне и моей команде вы все — не только журналисты, но и азербайджанцы по всей стране… Какие бы вопросы мы ни решали, с азербайджанской стороны всегда находились дружелюбные партнеры — будь то представители СМИ, правительственные чиновники, представители гражданского общества или рядовые азербайджанцы.
Эти слова прозвучали в адрес государства, которое объективно является гораздо более грубым нарушителем гражданских прав, нежели Россия Владимира Путина. Сделайте паузу и попытайтесь себе представить, какие бы раздались политические громы и молнии, попытайся посол Майкл Макфол сказать нечто подобное о России. Бараку Обаме уже устроили жестокий и мощный разнос, назвав его трусливой продажной душонкой за то, что он предложил наладить сотрудничество между США и Россией по ряду вполне конкретных и строго ограниченных направлений. Если бы он встал и сказал, что русские — наши друзья, то мне кажется, конгрессмены и сенаторы Великой старой партии устроили бы настоящий бунт, а люди из некоторых крупных вашингтонских аналитических центров, не отставая от них, ринулись бы на баррикады.
Еще более интересной и показательной является примечательная статья Фреда Хайатта (Fred Hiatt), в которой этот обычно вспыльчивый и сердитый обозреватель из Washington Post, без устали призывающий к конфронтации с Россией, умудряется пренебрежительно отозваться об Армении («государство, которое демократично больше по форме, а не по содержанию»), и при этом даже не упомянуть о том, что Азербайджан — это намного более отъявленный нарушитель прав человека. Для сравнения: Армения в рейтинге «Репортеров без границ» занимает 77-е место, а в индексе демократии Economist Intelligence Unit — 111-е место. Эти показатели намного лучше, чем у Азербайджана. Хайатт обходит стороной возражение «но азербайджанцы крайне жестоки и репрессивны». По сути дела, он пожимает плечами и заявляет: «Ну, другие Очень Серьезные Люди говорят, что мы неплохо сотрудничаем с Азербайджаном. Поэтому кто я такой, чтобы не соглашаться с ними?»
К сожалению, у меня нет времени, чтобы перечислять все случаи, в которых Соединенные Штаты не придают значения, спускают на тормозах или просто игнорируют проявления азербайджанской автократии. Но, судя по изученным мною материалам, Соединенные Штаты осуждают Азербайджан далеко не так активно и резко, как они осуждают Россию. И в целом я с этим вполне согласен: Азербайджан — это крупная нефтедобывающая страна, чутко откликающаяся на геополитические интересы Запада. С такой важной в стратегическом плане и динамично развивающейся страной вполне разумно и целесообразно налаживать тесные взаимоотношения. Однако отвратительная вонь лицемерия забивает все остальное. Сенат США готовится принять важный закон, основанием для которого стала смерть в заключении одного россиянина (законопроект имени Сергея Магнитского). А вот Азербайджану, который объективно является гораздо более отъявленным нарушителем прав человека, он еще 20 лет назад предоставил статус наибольшего благоприятствования, а также регулярно освобождает его от действия раздела 907 (в котором конкретно говорится об отказе от любой помощи правительству Азербайджана).
Такой явный цинизм — а по сути дела политика крайнего реализма вкупе с пиар-кампанией по демократизации — в долгосрочной перспективе действует в ущерб американским интересам. Люди в этом регионе сами видят, насколько избирательно Соединенные Штаты применяют свои «ценности». Поэтому многие со временем придут к ошибочному, но вполне правдоподобному выводу о том, что Америка со своей политикой заинтересована отнюдь не в демократии и свободе, а исключительно в расширении своей власти. Это абсолютно не так, ибо многие сотрудники Госдепартамента, не говоря уже о многочисленных работниках неправительственных организаций и аналитических центров, искренне хотят видеть, как страны становятся более демократичными, и такая экстремальная непоследовательность американской политики и опасна, и неприемлема.
* Это похоже на плохой анекдот, но посол в своей речи в первую очередь говорит о сотрудничестве в сфере безопасности, во вторую — об энергоресурсах, и лишь в третью — о «внутренних реформах».
Источник : http://inosmi.ru/russia/20120528/192713125.html