— То, что произошло в Европе сейчас и происходит в последние десять лет – составляет ли это некую угрожающую климатическую тенденцию?
— То, что произошло в последние два-три дня — это процесс, который входит в систему общей циркуляции атмосферы в умеренных широтах. В умеренных широтах зимой циклоническая деятельность – обычное явление. Другое дело, что интенсивность этого процесса разная. Но это случается ежегодно. В последние три дня прошел очень мощный циклон. Такие бывали и раньше, это явление не есть нечто необычное. Ежегодно циклонов такой интенсивности может и не быть, но если мы возьмем историю за последние 50 лет, то такие случаи были. Наводнение в Петербурге не достигло своей критической отметки. То, что такое происходит, это нормально. И это будет происходить и в дальнейшем.
— Можно ли утверждать, что в мире нарастает число подобных явлений?
— В принципе, да. По всему земному шару наблюдается увеличение интенсивных атмосферных явлений – циклонов, торнадо.
Человек уже не в состоянии справиться с планетой
Планета гибнет
— Повинен ли человек в происходящем, и если да, то в чем конкретно?
— Трудно сказать. Но то, что в последнее время климат теплеет, средняя глобальная аномалия температуры на всем земном шаре увеличивается, — это прослеживается совершенно четко, примерно с 1976 года, и в этом изменении климата повинен человек. Это, прежде всего, выброс парниковых газов. Это научно доказанный факт.
— Человечество в состоянии справиться с происходящим, или же кризис вышел из-под контроля?
— При современной цивилизации (в планетарном масштабе цивилизации автомобилей и большого энергопотребления, созданной человеком), с этим справиться нельзя.
— Киотский протокол – реально помогающая экологии договоренность?
— Киотский протокол реально не поможет, потому что в нем записано, что надо всем странам сократить выбросы всего-навсего на 5%. А сейчас уже выброшено столько парниковых газов, да и время жизни у них достаточно большое – 50 лет, так что Киотский протокол мало что даст для оздоровления ситуации. Киотский протокол – неэффективное решение проблемы. Хотя подписывать его все равно надо.
— По каким путям будет идти нарастание кризиса? Какими темпами оно будет идти?
— Это вопрос не метеорологии, это вопрос экономики. Что будет с экономикой, что будет с автомобилями, что будет с энергетикой? Перейдет ли мир на атомную энергию? От этих факторов зависят направления развития кризиса и темпы его роста.
Факты:
Стихийное бедствие, обрушившееся на страны Европы, дошедшее до Петербурга, логично встраивается в длинную цепочку природных катаклизмов последнего десятилетия. Наводнения в США, тайфуны в Южной Америке, грандиозные, ставшие чуть ли не ежегодными затопления на Юге России и в Сибири, разрушительное цунами в Юго-Восточной Азии – не прослеживается ли за этим некая общая тенденция? Поверить в отсутствие таковой сложно: уж очень красноречивы факты.
Евгений Терехов, KMnews.ru