Автор публикации: Борис Иршутов
В комнате повисло молчание: мы слышим только бубен шамана. Сильнее, сильнее… Вдруг он переходит в неистовое сотрясание, сопровождаемое дикими криками человека в черной маске. Он вызывает в свое тело моего дальнего предка, который умер более века назад. Наконец, мужчина-шаман падает на пол… Из его тела доносится слабый голос пожилой старушки. Это — не спиритический сеанс.
Это — шаманы Байкала.
Верить или не верить?
Верить в духи умерших? Делать обряды?.. Хотя я и родился в Бурятии, до этого лета почти не верил в свою, так сказать, религию. С детства я привык исполнять некоторые ритуальные обряды нашего края: всюду класть монетки духам местности, вязать ленточки на деревьях и совершать прочие, как покажется со стороны, бессмысленные действия. Каждое лето меня водили в кузницу возле дома: там мужчины нашей семьи перед важными событиями собирались молиться праотцам. Но в отличие от родителей, свято веривших в существование потусторонних сил, я относился к этому с пренебрежением: на дворе, как ни крути, XXI век.
— Едем на обряд очищения! — с воодушевлением сообщила мне мама летним утром. — Будем вызывать духов и просить у них помощи.
Ну, едем так едем — скептически подумал я, уже порядком привыкнув к причудам своих предков.
У вас на кухне мертвый человек
Шаманом оказался обычный человек лет сорока по имени Булат. Он присоединился к нам еще на вокзале. Никакого пестрого костюма и кучи благовоний. Как оказалось, шаман сам не должен носить бубен, и это ответственное дело позже поручили мне. Еще бубен нельзя класть ниже пояса (наверное, сразу с неба в меня бы ударила молния). Поезд, автобус, машина — мы наконец-то в деревне. По дороге шаман рисует карту и просит прокомментировать свое прозрение. Взглянув на рисунок, мы увидели черты нашей местности: озеро, дома, лес в полном соответствии с реальностью. Ну что ж, чудеса начались…
Приехав на пункт назначения, Булат стал изучать темные и светлые силы на нашей родине. Так, например, выяснилось, что на кухне дома существует дух бабушки: она там сидит, потому что давно обижена на нас.
— Надо помнить о старших, об умерших, делать им дары, — говорит шаман. — Они все видят, могут помогать или препятствовать вашему счастью. Здесь, на Байкале, особая энергетика — у вас в роду было много сильных шаманов и магов.
Я уже не удивлялся…
Духи любят молоко и печенье
Вызов предков назначили на следующее утро. Этому предшествовал целый марафон сложных обрядов. Сначала шаман ведет всех мужчин в кузницу. Почти все обряды проводят мужчины. Каждый из них должен быть в шапке и с поясом, иначе духи не поймут, кто перед ними. В потусторонний мир мы отправляем самые обычные дары — печенье, молоко, разные продукты. Они лежат на столе в центре кузницы. Все помещение пропитано благовониями; шаман гортанным голосом читает молитвы на национальном языке. Каждый из присутствующих капает водкой на раскаленную плиту безымянным пальцем левой руки (стакан надо брать правой). Затем подносит к губам; можно выпить, а можно пригубить .
Тем временем во дворе садят дерево. Такие деревья в байкальских деревнях повсюду. Их обвязывают белыми ленточками — это символ места для ритуалов.
Наконец, все заходят в дом. Начинается самое главное — сейчас шаман будет вызывать для разговоров людей с того света. Они могут сказать каждому спросившему, что его ждет, что надо делать, и подсказать решение прочих житейских проблем. Слышу первый удар бубна. Мне страшно…
Привет с того света
Обряд вызова духа происходит в зале самого обычного дома. Вокруг шамана около двадцати человек, приклонив голову, ожидают явления. Шаман все сильнее бьет в бубен и поет молитву на национальном языке.
— Когда в меня вселится чужой дух, мне нельзя смотреть в лицо, — предупреждает он нас.
— Также в меня может вселиться очень сердитый и буйный человек, так что будьте осторожны. Сейчас, правда, ничего опасного нет — я вызываю старую спокойную бабушку.
В комнате буквально висит напряжение. Шаман находится на особом ковре; рядом с ним стол с особой едой. Удар за ударом, молитва за молитвой… Звук каждого удара бьет как из огромных колонок. Апогей… И резкая тишина.
Шаман падает, шлепок эхом разносится по комнате. Из его тела доносится ворчливый голос недовольной, слабой старушки:
— Зачем вы меня разбудили?
Человек без лица
Все молчат. Мой дядя решается объяснить духу, что мы вызвали его для обряда очищения, нам нужна помощь, и мы бы хотели задать пару вопросов. Вопросы задаются самые обычные:
— Хочу на север на заработки, можно ли это делать?
— Нет, нельзя, там ты заболеешь и вернешься ни с чем.
Шаман предупреждал, что нельзя смотреть ему в лицо, по-моему никто не смотрит даже выше колен, всем очень страшно. Очередь спрашивать доходит до моего брата, у него от волнения падает шапка и он смотрит прямо туда…
— Там какая-то черная масса вместо лица была, — позже расскажет он. — Я в шоке…
В шоке все: женщины хватаются руками за мужественные плечи мужчин, а бабушка все еще говорит с гостями. Вскоре это заканчивается: она прощается с нами, а шаман становится все тем же обычным мужчиной сорока лет.
Слышу вздох облегчения — все начинают обсуждать перипетии произошедшего. Оказалось, кого-то ударили палкой: бабушка временами была очень сердитая.
Это еще не все, предстоит еще пара сеансов вызова духов. Шаман снова берется за бубен.
Хичкок отдыхает
— Теперь предстоит вызвать главного шамана вашего рода, — предупреждает Булат. — У него надо узнать причину несчастий рода и путь к очищению.
Уже через час — новое перевоплощение: очередной дух оказался самым грозным и боевитым. Первым делом наш оживший предок в теле шамана бежит на улицу, прямо к деревьям. За ним в ужасе ползет вереница людей: со стороны это бы выглядело гениальным флэш-мобом.
Наконец, моя очередь узнать о своей судьбе. Тело шамана в это время уже мирно присело на лавку и отвечает на все интересующие потомков вопросы. Я неуклюже прополз между поклоняющихся тел и уткнулся в какой-то твердый предмет: это оказалась нога шамана.
— Это Борис, — сообщили духу. — Он живет в далеком городе Новосибирске. Как у него сложится будущее и чего опасаться?
Дух, немного подумав, сообщил, что надо проверить легкие (если что, не курю) и что я стану заниматься коммерцией. Вскоре пришла пора прощаться.
— Мы перестанем закрывать вам дорогу, если вы не будете про нас забывать. Мы ведь все видим, — напоследок произнес мертвый дух, и шаман вновь стал обычным человеком по имени Булат.
Для завершения обряда нужны еще несколько процедур. Все мужчины и женщины по очереди раздеваются по пояс, чтобы облиться особой приготовленной водой. И последний шаг: дерево, что стояло во дворе, сжигают. Вместе с ним, символически, мы сжигаем наши грехи. Обряд очищения закончен.
Шаг до нирваны
Мы едем в поезде домой. У окна сидит обычный сорокалетний человек; трудно понять, что дает ему силы на связь с потусторонним миром.
— А что вы чувствуете, когда в вас вселяется дух? — интересуюсь я.
— Это транс, — сообщает шаман. — Мне будто кто-то шепчет, и слова произносятся сами собой.
Булат рассказывает о своем прошлом. В университете он был обычным танцором, однако поиски своего духовного пути привели к религии. Годы учений в Тибете, школа лам, затем занятия шаманизмом. И вот сегодня он умеет прерывать время и пространство.
— Недавно был съезд шаманов на Байкале, — делится он воспоминаниями. — Съехались самые сильные шаманы со всего мира. Энергетика была настолько сильной, что иногда вызываемые духи сбивались с пути и вселялись в чужое тело.
http://www.studentcity.ru