Become a member

Get the best offers and updates relating to Liberty Case News.

― Advertisement ―

spot_img

История ресторан Daniel

Рады представить вам наш любимый ресторан Санкт-Петербурга - Ресторан Даниель. Ресторан имеет множество наград. И он действительно заслуживает звания лучшего ресторана Санкт-Петербурга. Ресторан Daniel расположен...
ДомойМир и Политика"США бояться Россию и потому цинично наглеют"""

«США бояться Россию и потому цинично наглеют»»»

Странные вещи происходят в России. Возьмите недавнее сообщение Би-Би-Си. Российские военные ведут расследование по поводу утверждений некоего рядового Андрея Сычева. Он заявил, что когда отказался заниматься мужской проституцией в Санкт-Петербурге, сослуживцы новобранца так его избили, что у него развилась гангрена ног и гениталий, потребовавшая ампутации.

Можно лишь пожалеть того репортера, который рассказал об этой истории. С момента официального избрания Владимира Путина президентом в 2000 году в России было убито 13 журналистов. Последний случай — когда в прошлом году в подъезде собственного дома была застрелена Анна Политковская.

Раньше я внимательно следил за событиями в России. Но когда в декабре 1991 года империя распалась, а проблема советских евреев исчезла, я совершенно откровенно утратил к ним интерес. Меня не особенно интересовали вопросы борьбы между свободой и тиранией по принципу победителю достается все , а также муки и тяготы потрясенной России.

Но мое внимание, пусть и с запозданием, привлекла недавно не только судьба бедного солдата с ампутированными конечностями, но и речь Путина 10 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности, которую он буквально бросил в лицо высокопоставленным руководителям США и европейских стран. Журнал Time назвал ее живым напоминанием о Майкле Корлеоне в Крестном Отце , ставшем олицетворением скрытой угрозы .

Страх и тревогу вызвал как тон выступления, так и его содержание. Путин дерзко обвинил Соединенные Штаты Америки в том, что к сегодняшнему дню они сделали мир более опасным, чем в любой из моментов после окончания холодной войны . Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах. Одна страна, Соединенные Штаты, перешагнула свои национальные границы во всех сферах .

Он пожаловался на то, что односторонняя политика Америки неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения .

Россия уже довольно длительное время недовольна Соединенными Штатами в связи с их действиями в Афганистане, посягательством на бывшие советские республики, и особенно в связи с американским вторжением в Ирак.

Путинские генералы угрожают отказаться от соглашений времен холодной войны о сокращении ядерных ракет средней дальности в ответ на планы Вашингтона развернуть систему противоракетной обороны в Польше и Чехии, которая якобы должна противостоять новым угрозам со стороны Ирана.

Прошло шестнадцать лет с момента распада Советского Союза, и матушка-Россия вернулась. Вернулась более сильной, чем после распада империи. Внешняя политика России может стать похожей на ставшее афоризмом изречение Уинстона Черчилля от 1939 года — на секрет, покрытый тайной, находящейся внутри загадки .

Но возможно, ключ к разгадке все же есть, — сделал тогда заключение Черчилль, — этот ключ — национальные интересы России .

Начнем со славянского культурного мировоззрения и склада ума: наследие империализма, привычное недоверие и зависть к Западу, предрасположенность к самовластию. Внешнюю политику также определяет и география: интересы России распространяются от Европы до Азии и Ближнего Востока.

Как сказал мне по телефону почетный профессор Гарвардского университета Маршалл Голдман (Marshall Goldman), Москва уже не является прежним интриганом .

Раньше Советы способствовали возникновению терроризма и вооружали врагов Израиля. По словам Голдмана, хорошая новость состоит в том, что они больше не поддерживают терроризм. А плохая — что они наращивают продажи оружия. Недавно русские поставили в Иран противоракетную систему стоимостью 1,4 миллиарда долларов. В прошлом году Москва продала Сирии зенитно-ракетные комплексы Стрелец . Сделанные в России (и поставленные Сирией) противотанковые управляемые ракетные системы Фагот и Корнет , согласно имеющимся сообщениям, производили разрушительное воздействие на силы обороны Израиля во время их применения боевиками Хезболлы в летней войне на ливанской территории.

Россия продает оружие в 61 страну. Крупнейшими ее клиентами являются Китай и Индия, несмотря на довольно разумные оценки, заключающиеся в том, что именно эти страны могут стать соперницами России в предстоящие десятилетия.

Цель Путина состоит в ведении геополитической игры и в поддержании военной промышленности России в рабочем состоянии. Это дает россиянам рабочие места, а также обеспечивает необходимую базу для стремления Путина к возрождению мощной державы.

Известный эксперт по России из вашингтонского Фонда Карнеги Марк Медиш (Mark Medish) написал мне в своем электронном письме, что прежнее геостратегическое американо-советское соперничество, когда-то вдохновлявшее Россию в ее поведении, утратило ту напряженность, которая была характерна для него во времена холодной войны .

Ушли в прошлое государства-сателлиты и подрывная деятельность. По словам Медиша, преобладающая черта сегодняшней внешней политики России — это восстановленная национальная гордость, граничащая с чрезмерной самоуверенностью . Он говорит, что Россия пока еще относительно слабая держава, но Кремль издавна славится своим умением терпеливо вести долгую стратегическую игру. Русские знают, как на шахматной доске играть черными фигурами .

Источники в Израиле сообщают, что главная цель внешней политики Москвы заключается в поддержании зависимости мирового сообщества от России. Москва участвует во всевозможных международных форумах — она даже имеет статус наблюдателя в Организации Исламская конференция. Россия должна подать заявку и на получение статуса наблюдателя в Лиге арабских государств.

Голдман, встречавшийся как с Путиным, так и Джорджем Бушем, говорит, что два этих руководителя, похоже, искренне доверяют друг другу. Даже осуждая действия Вашингтона, Путин называет Буша человеком, с которым можно иметь дело. Он как бы повторяет слова Маргарет Тэтчер о Михаиле Горбачеве: Мы можем вместе делать дело .

Конечно, личные чувства могут оказаться обманчивыми. Гарри Трумэн полагал, что полностью разгадал Сталина: Я очень хорошо познакомился с Джо Сталиным, и старик Джо мне нравится! Он порядочный парень. Но Джо — узник Политбюро .

Да, верно.

Как говорит Голдман, неважно, имеют особенности характера значение или нет, но Путин сегодня — совсем не тот человек, каким он был, придя к власти семь лет назад. Тогда цены на энергоресурсы были на низком уровне, а влияние России упало до минимальной отметки. Нефть стоила меньше 20 долларов за баррель. Сейчас она стоит около 60.

Сегодня Россия является крупнейшим производителем нефти и газа. Как говорит Голдман, нефть дает России богатство, а газ дает ей власть над Европой, которая зависит от контролируемого Путиным трубопровода.

Хотя диверсификация российской экономики началась лишь недавно, и она по-прежнему зависит от продажи нефти и газа, сегодня Москва имеет третий в мире золотовалютный запас (около 301 миллиарда долларов на конец 2006 года). Неплохо для страны, которая всего восемь лет назад была банкротом.

Для Израиля важнее всего то, как Россия реализует свое возрастающее влияние в нашем регионе, в особенности в связи со стремлением Ирана обладать ядерным оружием.

В Бушере ядерный реактор иранцам строят русские. Они планируют создать еще шесть подобных объектов. Однако все те эксперты, с которыми я беседовал, убеждены в том, что Россия не хочет видеть в лице Исламской Республики Иран обладателя ядерного оружия.

С учетом всего этого Москва готова затягивать проведение переговоров с Тегераном по его программе создания ядерного оружия до тех пор, пока рак на горе не свистнет. Сигнал на сей счет очень ясно и отчетливо прозвучал в интервью, которое редактор Jerusalem Post Херб Кейнон (Herb Keinon) взял 16 февраля у работающего в Тель-Авиве высокопоставленного российского дипломата Андрея Демидова.

Но как Россия сможет содействовать иранской ядерной программе, загонять в тупик возглавляемые США международные усилия по введению санкций против Тегерана и при этом создавать впечатление, что она искренне выступает против получения Ираном ядерного оружия?

Здесь требуется определенная толика макиавеллиевского мышления: чем дольше тянется кризис, тем сильнее влияние России.

Путин действительно не желает дать Ирану возможность создать атомную бомбу. Он осознает опасность. Как говорит Голдман, именно по этой причине российский президент хочет, чтобы иранские ядерные отходы направлялись в Россию. Таким образом, они не смогут быть переработаны в оружейное топливо.

В понедельник русские заявили о приостановке дальнейших работ на почти построенной Бушерской АЭС. Якобы это было вызвано спором по поводу соблюдения графика оплаты.

Приезжающим в Москву израильским представителям Путин намекает, что близко к сердцу воспринимает те обещания, которые он дал Ариэлю Шарону: Россия не будет нарушать сложившийся стратегический баланс в ущерб Израилю. В то же время, Путин испытывает давление противоборствующих сил, одна из которых требует продолжения работы российских заводов и фабрик. Это первоочередная причина, по которой Россия продала Ирану ядерные технологии.

Так что же, Россия по невнимательности продает Ирану ту веревку, на которой он в один прекрасный день вздернет Москву и всех нас в придачу? Эксперт из Фонда Карнеги Медиш с этим не согласен. Он говорит: Давайте будем откровенны. Это ученый-мошенник из союзного Америке Пакистана Абдул Кадыр Хан (Abdul Qadeer Khan) продавал Ирану по частям ту веревку начиная с середины 80-х годов, в то время как [США] читали Москве правильные лекции об опасностях иранской ядерной программы .

Медиш допускает, что Россия недооценила риск и до середины 90-х годов совершенно легкомысленно относилась к передаче технологий, но в последнее десятилетие стала в этом плане гораздо осмотрительнее .

Он согласен с Голдманом в том, что Кремль очень не хочет стать свидетелем возникновения ядерного Ирана. Но они этого не боятся. Для Москвы ядерный Пакистан выглядит гораздо опаснее .

Медиш говорит следующее: Главный вопрос заключается в том, насколько сильны рычаги воздействия русских на Тегеран. Ответ может быть таким: они слабее, чем предполагают некоторые эксперты. Безусловно, они гораздо слабее того влияния, которое китайцы имеют на Северную Корею .

Какова бы ни была степень воздействия, давайте прямо скажем, что Россия использует его не всегда к выгоде Израиля. Являясь членом квартета (наряду с ООН, Евросоюзом и США), Москва может вести себя откровенно непродуктивно.

Посмотрите на ее реакцию на заключенное 8 февраля в Мекке соглашение между движением ФАТХ и ХАМАС. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что соглашение приблизило палестинцев к выполнению требований квартета о признании Израиля, отказу от терроризма и принятию ранее достигнутых соглашений. Это очень щедрая интерпретация того, что произошло на самом деле. И велики шансы на то, что именно такую линию Москва будет проводить на сегодняшней встрече квартета в Берлине.

Русским нравится заключенная в Мекке сделка, потому что они всегда выступали против изоляции ХАМАС, утверждая, что это движение исламского сопротивления надо подталкивать к превращению в чисто политическую силу.

Поэтому во время своего визита на прошлой неделе в ближневосточный регион Путин сказал, что надеется на скорейшее снятие санкций против Палестинской автономии. Он также призывал к проведению региональной мирной конференции с возможным участием Дамаска. Такой вариант не привлекает ни Вашингтон, ни Иерусалим. Справедливости ради следует сказать, что Путин также призвал палестинцев выполнить прежние обязательства Организации освобождения Палестины и вернуть похищенного израильского солдата Гилада Шалита.

На сей раз Путин в Израиль не заехал (он совершил беспрецедентный визит в Иерусалим в апреле 2005 года). Но после объявления о подписании соглашения в Мекке он беседовал по телефону с премьер-министром Эхудом Ольмертом. Уезжая из региона, Путин направил своего эмиссара к министру иностранных дел Ципи Ливни (Tzipi Livni), чтобы тот проинформировал израильского министра о проведенных переговорах.

Израиль понимает, что Россия является реальной силой в ближневосточной политике, будучи единственной страной, способной разговаривать со всеми сторонами в регионе, включая ХАМАС, Хезболлу , Сирию и Иран. Невозможно достичь многого, если в процессе не будет участвовать Россия. Но и Москва осознает, что немногого можно добиться без согласия Израиля.

Русские говорят, что ощущают культурную близость с многочисленным русскоговорящим населением Израиля. Да и торговые связи сегодня развиваются как никогда активно. Авиакомпания EL AL ежедневно осуществляет рейсы в Россию, а в Иерусалиме действуют корпункты российских СМИ. Недавно в Хайфе открылось российское консульство, а вскоре в Тель-Авиве начнет свою работу российский культурный центр.

Сигнал из Москвы таков: с кем бы у Израиля ни возникали проблемы, Москва имеет право доступа к ним. Хотя верно и обратное: российские интересы в отношении Ирана, Палестинской автономии, Хезболлы и Сирии зачастую вступают в прямое противоречие с израильскими.

А когда речь заходит о якобы главном кризисе нашего времени — о исламистской угрозе, реакция Россия выглядит так: спасибо, нет. Москва совершенно не хочет участвовать в столкновении цивилизаций. Это дает Путину возможность отделять национально-исламистское восстание в Чечне (это один из нескольких примеров) от более масштабной войны с террором , которую ведет Вашингтон.

Но у себя дома Россия отнюдь не собирается превращаться в демократию западного образца. Ее политическая культура делает данный процесс практически невозможным. В декабре 2007 года должны состояться выборы в Думу (парламент), а в марте 2008 года — президентские выборы.

По сути дела, это будет лишь косметическое действие. Семипроцентный избирательный барьер, не говоря уже о невозможности утверждения подписей сторонников для регистрации их партий в избирательном бюллетене, не дает ориентированным на Запад реформистским партиям (которые и без того расколоты) больших шансов на успех.

Путин, которому сейчас всего 54 года, является неоспоримым крестным отцом России. Возможно, у него есть желание играть своего рода роль российского Дэн Сяопина (Deng Xiaoping) и даже после ухода с поста оставаться закулисной правящей фигурой. Ходят также слухи о том, что он перейдет в государственную газовую монополию Газпром .

Марк Медиш так описывает ситуацию: Влиятельные кремлевские группировки, видимо, стремятся согласовать взаимоприемлемую формулу, позволяющую Путину уйти в отставку и дающую возможность поставить у руля новое руководство, которое будет достаточно сильным, чтобы сохранить существующую систему распределения власти .

Он говорит, что это следует воспринимать как своего рода управляемую демократию .

Голдман дает следующую характеристику кадрового состава, имеющего влияние и власть — иными словами, номенклатуры. Это люди КГБ, сидящие в Кремле и принимающие важные решения, а также занимающие руководящие посты в государственных компаниях, подобных Газпрому . Там они задают тон экономике.

В своей книге, которая скоро выйдет из печати, Голдман называет этот взаимосвязанный директорат ойлигополией (своеобразный термин, построенный на сочетании слова олигополия , означающего монополию на рынке нескольких крупных компаний, и английского oil — нефть — прим. перев.). Эти люди по сути дела вновь национализировали все важные отрасли промышленности. И хотя средства массовой информации не находятся в собственности государства, их контролируют люди, не желающие идти наперекор этой ойлигополии. Например, Газпром владеет целым рядом газет, включая Известия .

Имейте в виду, эта система не возражает против того, чтобы люди делали деньги. Но она проводит четкую границу, не позволяя каждому встречному сочетать богатство, власть и стремление влиять на российскую политику, особенно в том направлении, которое противоречит избранному Путиным курсу. Это может подтвердить Михаил Ходорковский.

Так как же Израиль должен относиться к возрождающейся России? Самый легкий путь — приклеить к ее политической культуре ярлык ретрограда (вспомните искалеченного рядового Сычева), назвать ее ближневосточную политику антиизраильской , а самого Владимира Путина наградить званием антисемита . Такая раздача ярлыков может придать больше уверенности тем израильтянам, которые не хотят признавать влияния России.

Но провоцирование ссор путем потакания нашим собственным обидам — это контрпродуктивно. Наши разногласия — и здесь очень кстати вспомнить крестного отца Корлеоне, о котором упоминает Time, — относятся к области бизнеса и политики. Иными словами, они не носят личностного характера .

Путин не антисемит. И то, что происходит в России — не наша проблема.

С прагматической точки зрения, Россию следует подталкивать к взаимодействию с Западом. Для Израиля это означает поддержание ровных отношений, даже когда интересы Москвы противоречат нашим собственным.

Интересы реальной политики требуют, чтобы в вопросах квартета , ХАМАСа и Ирана Иерусалим применял видоизмененную версию правила номер один Линдона Джонсона (Lyndon B. Johnson) в отношении Техаса: пусть лучше русские мочатся из палатки наружу, чем снаружи внутрь палатки.

Виктор Литовкин
http://www.rian.ru