Темы, поднятые на встрече лидеров КНР и США в Сиднее, – от ядерной проблемы до вредных игрушек – являются проявлениями торговой войны, которая разгорается все сильнее. Вашингтон ужесточает курс, но у Пекина есть средства, чтобы подорвать позиции Америки.
Перед официальным началом саммита АТЭС в Австралии состоялся ряд двусторонних встреч. В частности, хозяин Белого Дома Джордж Буш и китайский лидер Ху Цзиньтао обсуждали непростые для отношений двух стран вопросы.
Не вдаваясь в детали, Джордж Буш рассказал журналистам, что он поделился со своим коллегой американским видением свобод личности и вероисповедания в Китае, о некачественных китайских игрушках и негодных к употреблению пищевых продуктов, подлежащих возврату экспортеру. Ху, по словам Джорджа, дал пояснения. «Я оценил его комментарии», — заявил Буш и этим ограничился.
Китайский лидер, в свою очередь, отозвался об атмосфере беседы как «искренней и дружественной», несмотря на затронутые глубокие американо-китайские противоречия.
Лидеры обеих держав были предельно лаконичны на своих встречах с масс-медиа и уклонились от ответов на уточняющие вопросы аккредитованных на саммите журналистов.
Буш довольно неопределенно отреагировал на приглашение китайского лидера посетить Олимпийские Игры следующего года в Пекине. Президент США сказал, что «постарается приехать». Все это не позволяет сделать вывода о каком-то замирении в сложном многоступенчатом противостоянии, которое почти в открытую называют американо-китайской торговой войной.
Некоторые обозреватели проводят параллели с ядерным противостоянием враждебных блоков в годы «холодной войны». Попыток уничтожить противника не сделала ни одна из сторон, отдавая себе отчет, что и самой не выжить. Нечто сходное усматривается во взаимодействии двух крупнейших мировых экономик – резкие движения одного из партнеров способны разорить обоих.
Причин для взаимного недовольства достаточно. Едва ли не главная – котировка китайской валюты. Пор мнению финансистов США, юань недооценен в пределах от 25 до 40 процентов. Китайским экспортеры получают дополнительные преимущества, а США не может эффективно бороться с дефицитом торгового баланса. В конгресс внесен законопроект-ультиматум: повышайте курс или получите неподъемные ввозные пошлины. Китайцы же не без оснований считают, что тем самым их товары пытаются выдавить с американского рынка.
В марте 2007 года с рынка США отозваны, по меньшей мере, 100 брендов корма для домашних животных, экспортированного из Китая. Причиной стал массовый падеж домашних собак и кошек в США, отравившихся консервами для животных. Анализы показали, что виновником массовых отравлений были импортные китайские ингредиенты корма, в частности высокотоксичный меламин
«Американцы помешаны на домашних животных и имеют легкую склонность к сутяжничеству, — отмечала британская Би-би-си, — каковая комбинация дорого обойдется производителям корма, ожидающим лавину судебных исков».
С весны, оплакав своих четвероногих любимцев, американцы живо заинтересовались темой здоровой пищи, и газета Washington Post, например, сообщила, что всего за пару дней в начале апреля карантинные власти задержали в американских портах 107 партий китайских продуктов – сушеные яблоки с канцерогенным консервантом; замороженный сом, пропитанный запрещенным антибиотиком; грибы, присыпанные пестицидами, и сардины, фаршированные букетом бактерий. Вдобавок на таможне США притормозили ввоз более тысячи партий бракованной китайской косметики и контрафактных лекарств.
Следующим шагом Вашингтона стала борьба с китайскими игрушками: инициировано уже около 30 дел по изъятию их из продажи по причине токсичности красителей. Самоубийство главы крупнейшей китайской корпорации, производящей игрушки для экспорта в США, и расстрел крупного чиновника-коррупционера в Китае, выдававшего за взятки липовые лицензии на производство экспортируемых медикаментов, не ослабили накала страстей. Из-за чрезмерного увлечения содержащей свинец краской экспортеры китайских игрушек могут получить обратно до 800 000 ядовитых токсичных экземпляров.
Претензии в области прав человека тоже имеют под собой почву – похоже, в Белом Доме решили реанимировать опыт Джимми Картера образца 1980 года. Обсуждается возможность второго в истории Олимпиад бойкота. Правда, как в случае с Москвой, Вашингтону вряд ли удастся консолидировать своих союзников, и от отказа поехать в Пекин пострадает только американский большой спорт. Впрочем, у медали, даже олимпийской, есть две стороны. Удар по престижу Америки из-за проигранных китайцам олимпийских наград может оказаться не менее чувствительным. Власти Китая не скрывают своего стремления продемонстрировать всему миру свои впечатляющие экономические успехи. Китайская Олимпиада обещает стать самым дорогостоящим спортивным мероприятием в истории человечества. Одни только косвенные расходы уже приближаются к 40 млрд. долларов. Поэтому Вашингтону заманчиво испортить китайцам праздник, но все понимают, что это еще более обострит двусторонние отношения.
Пекин не скрывает своих козырей. КНР контролирует около 15% государственного долга США. Выброс на рынок даже небольшой части этих активов неизбежно обвалит доллар, после чего тому едва ли представится новая возможность вернуться в ранг основной резервной валюты мира.
Самое тревожное, что арена противоречий только расширяется. Последний скандал связан с июньским взломом компьютерной сети в офисе министра обороны США Роберта Гейтса. Джордж Буш не стал акцентировать внимание на этом факте, самокритично заявив в минувшую среду: «Мы сознаем, что уязвимы в некоторых системах». Британская Financial Times, цитируя неназванных сотрудников госдепа, высказала предположение, что за хакерской атакой, вынудившей Пентагон отключить свои компьютерные сети, стоят китайские военные. Китай назвал претензии «необоснованными», пишет USA TODAY.
Михаил Вознесенский
www.pravda.ru