Become a member

Get the best offers and updates relating to Liberty Case News.

― Advertisement ―

spot_img

История ресторан Daniel

Рады представить вам наш любимый ресторан Санкт-Петербурга - Ресторан Даниель. Ресторан имеет множество наград. И он действительно заслуживает звания лучшего ресторана Санкт-Петербурга. Ресторан Daniel расположен...
ДомойАналитика и статьиКапитализм против социализма и последствия влияния США (часть 3)

Капитализм против социализма и последствия влияния США (часть 3)

Поскольку влияние социал-демократии и сталинизма упало, постольку европейская буржуазия стала нуждаться в новых левых подпорках. Во Франции паблоистская Революционная Коммунистическая Лига (Ligue Communiste Revolutionaire, LCR) готовится войти в левое правительство. Политическая оценка паблоизма стала по этой причине очень важной.

Полвека тому назад Мишель Пабло и Эрнест Мандель развили теорию о том, что социалистическая революция будет развиваться не посредством независимого движения рабочего класса под знаменем Четвертого Интернационала, а, скорее, посредством сталинистской бюрократии, которая под давлением масс сдвинется влево. Они обобщили эту концепцию, включив в число орудий революции также мелкобуржуазных националистов, вроде Фиделя Кастро и сандинистов, а также социал-демократию и профсоюзы.

Капиталистическая реставрация в Советском Союзе и полное банкротство буржуазного национализма, социал-реформизма и профсоюзов полностью разрушили эту теорию. В ответ паблоисты и мелкобуржуазные радикалы пытаются интегрировать себя еще глубже в структуры буржуазного государства. Не являясь какой-либо формой выражения подъема снизу, эти организации, напротив, выступают в качестве левого фланга буржуазной надстройки.

Это особенно ясно во Франции, где классовые противоречия принимают крайнюю форму и где, благодаря историческому прошлому, паблоистский оппортунизм играет особо влиятельную роль.

В продолжение долгого времени французская буржуазия постоянно пополняет ряды своих политических деятелей и литераторов из числа бывших троцкистов и радикалов. Эдви Пленэль (Edwy Plenel), многолетний главный редактор Le Monde, был в течение десяти лет членом паблоистской LCR. В своих мемуарах он пишет о нескольких десятках тысяч , которые были в 1960-е и 70-е годы активистами радикальных групп и которые с тех пор отказались от своих воинствующих учений . Сегодня такие люди находятся в редакционных коллегиях признанных изданий, на философских факультетах университетов и в политических партиях по всей Франции.

После того как стачечное движение зимой 1995-96 годов вызвало глубокий кризис консервативного правительства Алена Жюппе, правящий класс назначил премьер министром человека, который двадцать лет своей жизни — с середины 1960-х до середины 80-х годов — был членом Организации Интернациональных Коммунистов (Organisation Communiste Internationaliste, OCI) под руководством Пьера Ламбера (Pierre Lambert).

В качестве секретного члена OCI, Лионель Жоспен вступил в 1971 году в Социалистическую партию и поддержал Франсуа Миттерана в его возвышении во внутрипартийной иерархии. К тому времени, когда в 1981 году Миттеран стал президентом Франции, Жоспен уже был национальным секретарем Социалистической партии и по-прежнему оставался членом OCI.

В качестве премьер-министра Жоспен играл роль левого , который, в отличие от Тони Блэра в Англии или Герхарда Шредера в Германии, не собирается капитулировать перед неолиберализмом. На самом деле его политика по своей сути мало чем отличалась от политики Блэра и Шредера. Спустя пять лет, Жоспен был настолько дискредитирован, что проиграл первый круг президентских выборов Жаку Шираку и вождю Национального фронта Жан-Мари Ле Пену.

В тот момент LCR сыграла весьма существенную роль в усмирении и ограничении стихийного массового движения против Ле Пена, направляя это движение в русло поддержки Ширака. Наше движение [Международный Комитет Четвертого Интернационала] активно участвовало в событиях весны 2002 года и детально описало все перипетии борьбы.

Три радикальные группы — LCR, Рабочая Борьба (Lutte Ouvriere) и OCI — кандидаты которых сообща собрали 10% голосов, призвали к поддержке Ширака или заняли пассивные позиции. Со своей стороны, мы выступили против подачи голосов в пользу Ширака и призвали к активному бойкоту выборов. Такая тактика была необходима для того, чтобы рабочий класс сыграл независимую политическую роль, чтобы можно было политически подготовить рабочих к новым схваткам.

Политические события полностью оправдали наш прогноз. Предвыборная кампания дала Шираку, оказавшемуся к тому же в центре коррупционных скандалов, возможность отчасти восстановить свое политическое реноме. Он умело использовал эту возможность и через два месяца победил на выборах в Национальную Ассамблею. В итоге он сумел получить результат, совершенно несоразмерный его фактической общественной поддержке.

Как мы и предсказывали, Ширак использовал затем свои полномочия для развязывания рук наиболее реакционным силам. С тех пор во главе партии Ширака стал Николя Саркози — человек, который поддерживает по существу такую же программу, как и Национальный фронт. Паблоисты Революционной Коммунистической Лиги несут полную политическую ответственность за подобное развитие событий.

Политика Народного Фронта

Сейчас эти леворадикальные силы активно пытаются оживить такую же левую коалицию , которая так жалко проявила себя при Жоспене. Внутри LCR и внутри ее возможных партнеров по коалиции происходит дискуссия о том, смогут ли паблоисты — и если да, то на каких условиях, — принять участие в правительстве.

На недавнем собрании, организованном сталинистской ежедневной газетой L Humanite, представитель LCR Оливье Безансено (Olivier Besancenot) определил основы, на которых его партия поддержит единую левую кандидатуру на будущих выборах.

Согласно Безансено, предпосылкой является политика большинства против экономического либерализма , — политика, которая является явно антикапиталистической . На деле эти критерии столь широки, что сквозь это игольное ушло пройдет даже верблюд. Практически весь политический спектр во Франции готов заявить о своем возражении против той или иной формы либерализма , включая даже правые буржуазные партии. Нечего и говорить о правых социалистах, которые заявляют, что они против капитализма .

LCR весьма тесно и на постоянной основе сотрудничает со сталинистами. Ведущие комитеты Французской Компартии и Революционной Коммунистической Лиги регулярно собираются для выработки соглашений об общих действиях и инициативах. В октябре прошлого года LCR подписалась под общей листовкой от имени Социалистической партии, Зеленых , Левых Радикалов и ФКП, призывавшей к проведению профсоюзной демонстрации.

Когда газета Le Figaro задала прямой вопрос председателю Социалистической партии Франсуа Олланду, готов ли тот заседать вместе с LCR в правительстве, тот уклончиво ответил: Мы готовы объединить всех левых вокруг правительственного контракта .

Проект резолюции 16 съезда LCR, состоявшегося в январе этого года, призывает к чему-то вроде Народного Фронта. Резолюция говорит о единой политике , объединяющей общественные движения, а также анти-либеральные и антикапиталистические левые силы в деле развития контратаки против неолиберальных мер и националистических правых . На основе программы немедленных социальных и демократических мероприятий… необходимо создать новое соотношение сил против либеральной политики .

Значение подобных формулировок совершенно недвусмысленно: на основе программы минимальных социальных и демократических требований LCR пытается объединить партии, которые участвовали в правительстве Жоспена, а также движения вроде Атак и sans papiers [букв. без документов — движение, выступающее за предоставление прав иммигрантам] для того, чтобы создать новое правительство в том случае, если консерваторы окажутся совсем слабы. Такое правительство, подобно своей исторической предтече — правительству Народного Фронта под руководством Леона Блюма в 1930-е годы, — будет спасать французский капитализм в момент обострившегося общественного кризиса.

Паблоисты уже провели подобную операцию в Бразилии, где один из их членов стал министром в правительстве президента Игнацио Лула да Силва.

Сам факт того, что представители французской буржуазии обсуждают возможность включения паблоистов в состав правительства, показывает глубину политического кризиса во Франции. Линия политического фронта проясняется. Между революционной перспективой Международного Комитета и защитниками буржуазного правления не остается белее никаких промежуточных звеньев.

Паблоисты сыграли также значительную роль в защите буржуазного порядка в Италии. Партия Rifondazione Communista (RF, Коммунистическое Восстановление), которая была образована в 1991 году из останков Итальянской Компартии, в течение некоторого времени служила мелкобуржуазным радикалам по всей Европе примером для подражания.

Большинство итальянских радикалов сомкнули ряды вокруг RF. До самой своей смерти в 2004 году, известный итальянский паблоист Ливио Майтан (Livio Maitan) был одним из ближайших советников главы RF Фаусто Бертинотти. Два года тому назад член группы Майтана говорил об RF как об орудии, при помощи которого мы можем, путем сложного процесса столкновений, расколов, экспериментов и перегруппировок, продвинуться к реорганизации нового революционного политического субъекта (Flavia D Angeli, New turn for PRC, International Viewpoint 359, May/June 2004).

Rifondazione вовсе не представляет собой чего-либо подобного. Серьезное изучение роли, которую играет эта партия, показывает, что она представляет собой основное препятствие на пути к выработке независимой социалистической ориентации в рабочем классе.

Во время политических кризисов 1990-х годов Rifondazione обеспечила парламентское большинство нескольким буржуазным правительствам, хотя сама эта партия и отказалась войти в них, предпочитая участвовать в непарламентских движениях протеста.

Летом 2003 года, в разгар общественных протестов, когда правительство Берлускони оказалось на грани падения, глава партии Бертинотти объявил о своей готовности участвовать в будущем министерстве Романо Проди.

Что касается Германии, то здесь Левая партия (Linkspartei) под руководством Грегора Гизи и Оскара Лафонтена также пытается соорудить буржуазному правлению новую левую подпорку. Претензии Левой партии на то, что она представляет собой альтернативу традиционным партиям, еще более жалки и невероятны, чем в отношении итальянской Rifondazione.

Партия Демократического Социализма (ПДС), наследница государственной партии бывшей Восточной Германии, уже давно завоевала себе авторитет в качестве прокапиталистической силы. Ее представители входят в правительство города Берлина и в правительства других земель на востоке Германии. Столица Германии погрязает в долгах, при этом городская власть, находящаяся в руках ПДС, продолжает проводить сокращения расходов на образование, больницы и другие общественные услуги. Коалиционное городское управление (социал-демократы и сталинисты) потребовало от рабочих городского транспорта, чтобы они согласились на 10%-е снижение своей заработной платы.

Оскар Лафонтен, который сегодня возглавляет парламентскую фракцию Левой партии вместе с Грегором Гизи, был в1998 году председателем Социал-демократов и организатором победы Герхарда Шредера на выборах. За эти услуги Лафонтен был назначен министром финансов в коалиционном правительстве Социал-демократов и Зеленых . А до этого он был главой правительства земли Саар, где проводил политику закрытия местных угольных и сталелитейных комбинатов.

Левая партия даже не ставит под сомнение основы капитализма. Ее программа ограничивается социальными реформами в рамках национального государства, которое она яростно защищает. В качестве своей цели Левая партия объявила об участии в коалиции с Социал-демократами на национальном уровне.

Массовое разочарование в Социал-демократах привело к тому, что Левая партия сумела на последних выборах увеличить свою электоральную поддержку, перегнать Зеленых и войти в Бундестаг со своей собственной группой депутатов. Но парламентский успех не принес значительного роста численности партии, а рейтинг Левых в опросах уже некоторое время падает. Ряды активных членов партии состоят преимущественно из старых профсоюзных чиновников на западе и бывших сторонников сталинизма на востоке.

Именно в этот момент псевдотроцкисты и паблоисты как обычно пытаются изображать деятельность Левой партии в оптимистических тонах и стремятся вдохнуть новую жизнь в эту весьма консервативную организацию. Вслед за капиталистическим воссоединением Германии в 1990-е годы целая группа известных немецких представителей паблоистского Объединенного Секретариата вступила в ПДС. В настоящий же момент за Левую партию активно агитируют немецкие сторонники британской группы Милитант и представители Международных Социалистов (International Socialists).

Подводя итоги, можно кратко сказать, что общественный и политический кризис европейского капитализма перешел в свою весьма развитую стадию.

Европейский Союз стоит в тупике; международные конфликты и напряженность внутри Европы интенсифицируются, социальное неравенство достигло огромного масштаба, жизненный уровень широких масс понижается, а рабочий класс хлебнул много горя под руководством своих старых организаций.

Наша задача — дать сознательное выражение этому опыту, сделать необходимые политические выводы и неустанно защищать все демократические и социальные права. Социалистическое объединение Европы — по выражению Троцкого, революционная задача европейского пролетариата — принимает сегодня характер прямой практической задачи.

В центре решения этой задачи стоит развитие европейской работы Мирового Социалистического Веб Сайта. Мы должны больше и чаще писать, мы должны копать глубже и выступать более полемически. В то же самое время мы должны использовать открывающиеся возможности для активного участия в политических событиях, в частности, участвовать в выборах.

http://www.wsws.org/ru/