Поголовное рекрутирование фанатично настроенных мусульман в ряды экстремистских террористических организаций постепенно идет на убыль. Сами организации теперь предпочитают играть в большую политику, охотнее привлекая на свою сторону представителей элиты, чем рядовых бойцов. Это может привести к окончательному отрыву от широких народных масс – основной опоры экстремистов.
Первым, кто поддался на дивиденды, которые сулила ему политическая игра, стал основатель «Братьев-мусульман» Сеид Кутб. Теперь такая же проблема постигла и другие исламистские группы.
По мнению египетского журналиста и писателя Мухаммеда аль-Абдаха, радикальным группировкам недостает приспособляемости для достижения одной, общей цели. Лидеры этих движений, зачастую, неспособны договориться между собой, в ход пускается риторика, основанная в том числе и на различиях в исламских течениях, к которым принадлежат те или иные экстремисты.
Кроме того, налицо существование в арабском мире и таких идеологий, как нассеризм и национализм, согласно которым арабское единство есть миф, и каждое государство должно развиваться без оглядки на другие.
Более того, выборочный отбор «воинов Аллаха» ведет к расколу между духовенством и массами. С одной стороны, из мечетей звучат призывы всем и каждому взять в руки оружие и идти сражаться с врагом, а на деле, берут далеко не всех, очень многих признают «негодными» для ведения «джихада». Это оскорбляет чувства мусульман и заставляет их отворачиваться от богословов.
Аль-Абдах также отмечает, что своеобразная клановость и закрытость группировок не позволяют их членам свободно общаться друг с другом и обмениваться идеями.
Вдобавок лидеры исламистов запрещают боевикам заниматься самообразованием, да и вообще учиться, чтобы сохранить полный контроль над необразованной толпой.
Разочарованию простых людей в этих организациях способствует и определенная элитарность их политики. Дело в том, что группировки все более отчуждаются от остального мусульманского мира, ставя себя и свои действия во главу угла, делая их первостепенными по сравнению с другими группировками. Такие действия вступают в противоречие с заявлявшимися ранее идеями «очистить арабский мир от захватчиков, освободить Палестину, дать бой крестоносцам». Группировки радикальных исламистов все больше и больше становятся похожи на обычные политические партии, готовые всеми правдами и неправдами дорваться до власти.
Оказавшись у руля, лидеры этих группировок сохраняют свои анти-западную риторику, однако на деле занимаются удержанием власти и уничтожением политических оппонентов.Если в обозримой перспективе группировки экстремистского толка в корне не поменяют свою политику, свои цели и задачи и средства их достижения, они потеряют всякое доверие со стороны мусульман.
Попытки экстремистов взять власть в свои руки путем манипуляции заманчивыми лозунгами «борьбы против неверных» вряд ли увенчаются успехом. Особенно учитывая тот факт, что гибель тысяч фанатично настроенных верующих на полях сражений без видимого достижения поставленных целей рано или поздно заставит задуматься всех, кто берет в руки оружия и идет в бой ради политических интриг своих командиров. Политизация экстремистов неизбежна. Вопрос лишь в том, в какой форме она произойдет и как на это отреагирует простое население.
Павел Голубев
www.pravda.ru