Загадочный древний город-храм Аркаим расположен на границе Европы и Азии. Около четырех тысяч лет назад здесь возникла и развивалась необычная культура. Аркаим является центром Страны городов, одной из немногих древних цивилизаций. Он на пять-шесть столетий старше гомеровской Трои. Аркаим в своем развитии шел особым путем, во многом не похожим на те пути, которые позже наметились в Европе и Азии.
В Брединском районе, что на юге Челябинской области, у слияния степных рек Караганка и Утяганка в июне 1987 года экспедиция Челябинского государственного университета обнаружила уникальное поселение эпохи бронзы. Им оказалось городище Аркаим XVII ─ XVIII в. до н. э. ─ 3600-3900 лет тому назад.
Размер поселения — 20000 кв.м, диаметр внутренней цитадели — 85 м, диаметр внешних стен — 143-145 м, толщина стен у основания — 3-5 м, высота грунтовой насыпи на месте стен — 3-3,5 м (сохранившаяся высота — 1 м). В плане Аркаим представляет 2 вписанных одно в другое кольца оборонительных сооружений, 2 круга припавших к стенам жилищ, центральной площади и круговой улицы с деревянным настилом и ливневой канализацией. Всего просторных жилищ с колодцами, продуктовыми погребами, очагами было 67 (из них 40 — во внешнем круге, 27 — во внутреннем).
Вне всякого сомнения, Аркаим с 4 ориентированными по странам света входами в крепость был построен (частично — вырезан в грунте) по заранее начерченному плану с высочайшей точностью (все кольцевые линии имеют один центр, куда сходятся радиальные линии).
Не забудем, что Аркаим построен полностью из дерева и кирпича, спрессованного из соломы, грунта и навоза. Огромные пятиметровые стены состояли из деревянных срубов, заполнявшихся кладкой грунтового кирпича. Причем при раскопках было видно, что кирпичи, которым облицовывали внешние стены имели разный цвет. Аркаим снаружи был красив – идеально круглый город
с выделяющимися привратными башнями, горящими огнями и красиво оформленным “фасадом”. Наверняка это был какой-нибудь сакральный узор, несущий Смысл. Ибо все в Аркаиме проникнуто Смыслом. Каждое жилище примыкало одним торцом к внешней или внутренней стене, и выходило на главную кольцевую улицу или центральную площадь. В импровизированной прихожей был специальный сток для воды, который уходил в канаву под главной улицей. Древние арии были обеспечены канализацией! Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Из колодца, над уровнем воды ответвлялись две земляных трубы. Одна вела в печь, другая в куполообразное хранилище. Зачем? Все гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда “тянет” прохладным воздухом. Так вот в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать мастерство, соревнуясь в своем искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нем пониженную температуру, по сравнению с окружающим воздухом. Своего рода холодильник! Молоко, например, здесь хранилось дольше.
Аркаим – обсерватория древних ариев. Очень любопытны результаты исследования известного российского астроархеолога К.К.Быструшкина, который в 1990 –91 г. проводил исследования Аркаима как астрономической обсерватории. Как описывает сам Константин Константинович Аркаим – сооружение не просто сложное, но даже изощренно сложное. При изучении плана сразу же обнаружилось его сходство с известным памятником Стоунхендж в Англии. Например, диаметр внутреннего круга Аркаима указывается везде равным 85 метрам, на самом деле это кольцо с двумя радиусами – 40 и 43,2 метра. (Попробуйте начертить!) Между тем, радиус кольца “лунок Обри” в Стоунхендже – 43,2 метра! И Стоунхендж, и Аркаим расположены на одной широте, оба в центре чашеобразной долины. И между ними почти 4000 километров… Астрономический метод, примененный К.К.Быструшкиным состарил Аркаим еще на 1000 лет – это примерно 28 век до н.э.!!! Суммируя все полученные факты, можно сказать: Аркаим – пригоризонтная обсерватория. Почему пригоризонтная? Потому, что при измерениях и наблюдениях использовались моменты восхода и захода светил (Солнца и Луны) за горизонт. Причем засекался момент “отрыва”(или касания) нижнего края диска, что позволяет наиболее точно засечь место этого события. Если понаблюдать за восходами Солнца, то мы заметим, что точка восхода каждый день будет смещаться от предыдущего места. Доходя максимально к северу 22 июня, эта точка затем двинется к югу, дойдя к другой крайней отметке 22 декабря. Таков космический порядок. Число отчетливо видимых точек наблюдения Солнца – четыре. Две – точки восхода 22 июня и 22 декабря, и две таких же точки захода – на другой стороне горизонта. Добавьте две точки – моменты равноденствия 22 марта и 22 сентября. Это давало достаточно точное определение протяженности года. Однако, в году есть множество других значимых событий. И их можно отмечать с помощью другого светила – Луны. Несмотря на сложности в ее наблюдении, все же древние люди знали законы ее движения по небосводу. Вот некоторые: 1) Полнолуния, приходящиеся близко к 22 июня, наблюдаются у точки зимнего солнцестояния (22 дек.) и наоборот. 2) События Луны мигрируют у точек солнцестояния с циклом в 19 лет (“высокая” и “низкая” Луна). Аркаим, как обсерватория, позволял отслеживать и Луну. Всего на этих огромных стенах-кругах можно было фиксировать 18 астрономических событий! Шесть – связанных с Солнцем, и двенадцать – связанных с Луной (включая “высокую” и “низкую” Луны). Для сравнения, исследователям Стоунхенджа удалось выделить лишь 15 небесных событий. Кроме этих удивительных фактов были получены следующие данные: аркаимская мера длины – 80 см., центр внутреннего круга смещен относительно центра внешнего на 5,25 аркаимской меры, что близко к углу наклона лунной орбиты – 5 градусов 9 плюс-минус 10 минут. По мнению К.К.Быструшкина, это отражает соотношения между орбитами Луны и Солнца (для земного наблюдателя). Соответственно, внешний круг Аркаима посвящен Луне, а внутренний – Солнцу. Мало того, астроархеологические измерения показали связь некоторых параметров Аркаима с прецессией земной оси, а это уже высший пилотаж даже в современной астрономии!
Вообще, арийская культура всегда была тесно связана с астрологией, и не случайно в настоящее время признают астрологию, считая ее частью Божественного Знания, только арийские религии — зороастризм и индуизм. Все другие Учения это утратили. Город был построен и жил по законам астрологии, по законам Космоса. Иногда Аркаим сравнивают со Стоунхенджем, но лучше связать его с Городом Солнца Томмазо Кампанеллы. Даже внешний вид Аркаима напоминает его чертежи. Кампанелла был астрологом и мечтал об обществе, живущем по законам Космоса, в кольцевом городе, построенном по астрологическим расчетам. Древние арии воплотили мечту Кампанеллы за много веков до его рождения. Задолго до него идеальный, астрологически выверенный кольцевой город был описан и в древнеиндийском трактате Артхашастра . Западные исследователи всегда считали его условным, символическим описанием идеального общественного устройства. На самом же деле индусы описывали вполне реальные города и общества древности.
Чудом представляется и спасение Аркаима — случай такого рода едва ли еще где-нибудь отмечен за всю советскую историю. Ведь памятник был обречен — так о нем и говорили средства массовой информации. Он оказался в зоне затоплени строящегося водохранилища. Мало того, что к моменту, когда его обнаружили археологи, в самых высоких кабинетах уже были подписаны соответствующие чертежи и распоряжения, — уже вовсю шли строительные работы, уже были затрачены немалые деньги. Уже была возведена подпорная дамба; оставалось лишь засыпать короткую перемычку — и вешние воды не оставили бы от Аркаима ни следа. Счет шел на месяцы, если не на недели, и казалось, что нет в мире силы, способной затормозить тяжеловесный маховик планового хозяйства …
Чудо, однако, было рукотворным. Многие еще помнят, как поднялись в защиту уральской Трои (сравнение, как выяснилось, лестное скорее для Трои) ученые, журналисты, творческая интеллигенция. Борьба за спасение Аркаима совпала по времени с крестовым походом общественности против чиновно-бюрократического произвола советской системы, система дышала на ладан — это и помогло. Вот какие письма приходили тогда в редакцию газеты Наука Урала — в ту пору она была свердловским штабом кампании по спасению памятника: Уральское отделение Академии наук должно поставить вопрос решительно, вплоть до выхода из состава АН, в случае, если Аркаим не будет защищен ; До каких пор чиновники будут решать, что нужно народу, а что нет. Минводхозу Аркаим не нужен. Он нужен нам ; Если Аркаим не будет спасен, идея социализма для меня падет окончательно . Идея-таки пала, но Аркаим остался…. Вместе с тем, многие исследователи наделяют Аркаим мистическими свойствами и дают определение ему как описанному в легендах духовному центру древней Сибири и Урала.
Аркаим подтвердил своим существованием оккультные представления о расселении ариев. Традиция гласит, что белая раса, к которым они принадлежали, пришла в Евразию с затонувшего материка Арктида в Северном Ледовитом океане. В Авесте — священной книге зороастризма — этот материк называется Хайрат. Согласно древним текстам, первоначально арии расселились на Волге, Урале и в Западной Сибири, а уже оттуда пришли на территорию Персии и Индии. Таким образом, наша территория была колыбелью двух мировых религий: зороастризма и индуизма, и Веды с Авестой были принесены в Индию и Иран именно отсюда. Согласно авестийской традиции, пророк Заратуштра родился на Урале. Уже в наши дни археологи нашли подтверждение этой теории: на Южном Урале начаты раскопки Страны Городов , относящейся к ХVIII-ХVI вв. до н.э. — во времена египетского Среднего царства на Урале существовал мощнейший, хорошо развитый культурный комплекс.
Преемницей Аркаима и всех древнеарийских родов можно назвать Москву. В ней также воплощены астрологические принципы в градостроении. Существующая радиально-кольцевая структура застройки была заложена во времена выдающегося астролога Якова Брюса, сподвижника Петра I. В связи с этим планировка Москвы имеет помимо практического еще и астрологическое значение, разделяя столицу на 12 секторов, каждый из которых связан с определенным знаком Зодиака.
На Аркаиме поражает не богатство материальной культуры — поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все — от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений человека, выполненных из камня. Можно утверждать, что мировоззренческие системы, сформировавшиеся в аркаимское время, на тысячи лет вперед определили развитие человеческих сообществ в степной Евразии и, вероятно, далеко за ее пределами.
Сконцентрированная духовность поневоле заставляет употреблять применительно к памятникам аркаимского типа не обычные для нашего бронзового века понятия: протогород , раннее государство , цивилизация . В современном бытовом смысле слово цивилизация часто употребляют как синоним слову культура . Применительно к истории под цивилизацией понимают эпохи становления классов и государства. Не каждая государственность дает путь культуре. Не преследуя точности научных формулировок, я бы сказал применительно к древностям: цивилизация -это та государственность, которая сумела дать миру высокие образцы культуры. Это та государственность, которая обеспечила ту степень свободы личности человека, которая раскрепостила его духовный мир и реализовала его потенциальные возможности.
Интересно в этом плане рассуждение Аристотеля по поводу полиса как наивысшей формы организации человеческого общества. Он перечисляет ряд форм человеческих сообществ, исторически и типологически предшествущих полису: домохозяйство, деревня, племя. Эти сообщества обеспечивали человеку существование в самом простом физическом смысле.
Полис же определяет условие существования полита , т. е. человека в наивысшем значении этого слова, главное качество котоpoгo-свобода. Полис обеспечивает человеку высшее благо — раскрывает его внутренние возможности .
Я уверен, что люди Аркаима жили в обществе такого типа, которое обеспечивало полет творческого духа каждого отдельного индивидуума. Это был один из тех редких звездных часов человечества , который обеспечил грандиозный прорыв из тогдашнего настоящего в неизведанное будущее.
Современный Аркаим
Цивилизационный контекст Страны городов говорит о значительном вкладе в мировую культуру древних степных народов. Архитектура Аркаима и Страны городов, жертвенные комплексы и погребальный обряд ─ все это является отражением индоевропейской мифологии.
На первых порах Аркаим ассоциировался только с археологическими раскопками. Затем возникла идея создания заповедника — исторического, археологического и ландшафтного. И идея была претворена в жизнь. Открытие же целой «Страны городов», обнаружение еще двух десятков подобных городищ поставило вопрос о создании национального парка.
В настоящее время на Аркаиме существует научный городок, строится здание музея Природы и Человека, идет создание музея под открытым небом.