Скандал, разразившийся по поводу соглашения между государственным Эрмитажем и частной компанией «Кока-кола», в самом разгаре. Корреспондент Правды.Ру попытался выяснить, так кто же стремится протащить «экскременты» в Эрмитаж?
Питерская общественность хочет узнать, куда пошли 3,9 млн. рублей, полученных крупнейшим российским музеем за согласие на размещение известных репродукций из своих сокровищниц — на банках известного напитка? Напомним, что в прошлом году Эрмитаж и компания «Кока-кола» заключили соглашение о выпуске фирменного напитка под серийным названием «Культурное наследие».
Суть соглашения заключается вот в чем. Банки должны быть украшены репродукциями хрестоматийных шедевров Ван Гога, Сезанна, Гогена и Руссо («Таможенника»). Как объявил на презентации проекта директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, все деньги от соглашения будут направлены на создание Музея современного искусства, который вскоре появится в здании Генерального штаба.
На церемонии подписания соглашения Михаил Пиотровский не скрывал восторгов по поводу затеи с «Кока-колой». Более того, под прицелами телекамер надписал несколько баночек для музея «Кока-колы» в Атланте. Однако у многих представителей питерской интеллигенции соглашение вызвало настоящий шок, возмущение, внутренний протест.
Наиболее концентрированно суть возмущения действиями Пиотровского выразила известнейший культуролог и публицист Татьяна Москвина, давно имеющая безупречную репутацию — защитницы подлинного искусства от нашествия пошляков и непререкаемый авторитет «арбитра вкуса» во многих спорных вопросах.
Госпожа Москвина не только пустила в культурный оборот термин «эрми-кола», но и чётко обозначила свою гражданскую позицию, которую в Санкт-Петербурге поддерживают многие: «Эрмитаж и «кока-кола» — несовместимы!».
— Собранная русскими царями коллекция высочайших мировых творческих ценностей и дешёвая газировка из чужой страны не имеют, на мой взгляд, никаких точек пресечения. Что-то не слышно, чтобы Лувр, Прадо или галерея Уфицци заключали какие-то соглашения с глобалистскими брендами. Как-то обходятся страны Европы без этого. Так мы Европа или всё-таки не Европа? В состоянии государство содержать свои главные музеи или нет?», — задает вопрос Татьяна Москвина.
Как и следовало ожидать, на протесты общественности Пиотровский отвечать не хочет. После памятного скандала лета 2006 года по поводу кражи из фондов Эрмитажа он старается с прессой «в свободном режиме» не общаться. Да и что можно возразить госпоже Москвиной?
В последние десятилетия статьям о вредности «Кока-колы» для здоровья, прежде всего, детей и подростков, нет конца. Во многих американских штатах признали, что этот напиток провоцирует развитие сахарного диабета, и автоматы, им торговавшие, были убраны с территорий школ. Что касается так называемого «лайт» варианта, то и здесь медики не пришли к однозначному выводу, поскольку влияние сахарозаменителей на организм человека до конца не изучено.
Но это ещё полбеды. Пиотровскому можно было бы простить и столь сомнительную сделку, если бы деньги, вырученные за неё, пошли на что-нибудь полезное для простых россиян. Например, на выпуск качественных и недорогих альбомов, которые посетители из регионов могли бы увозить домой в качестве сувениров.
Но деньги-то направляются на приобретение «современного искусства», которое, как метко подметила та же Москвина, состоит из «тряпочек, верёвочек, обрывков и огрызков, снабжённых глубокомысленными подписями».
Прогноз прославленного культуролога начинает подтверждаться. Государственный Эрмитаж начал серию экспозиций в рамках выставочно-закупочной программы «Эрмитаж 20-21». Ангажированная критика захлёбывается в восторге – ведь первым номером откровенной афёры стала экспозиция галереи «великого и ужасного» Чарльза Саатчи из Нью-Йорка.
О деятельности этого предприимчивого «самопиарщика» не писал только ленивый. Саатчи имеет мировую репутацию по быстрой раскрутке всякого рода «барахла» и «культовых» однодневок. Ну а умению этого маэстро создавать при не особо больших расходах ажиотаж в прессе обзавидовались многие пиарщики по ту и эту сторону Атлантики.
Выставка закупочных проектов Эрмитажа наглядно показала, на какое искусство господин Пиотровский намерен тратить деньги от «Кока-колы».
Не спорим, среди опусов, на ней представленных, есть и такие, по которым чувствуешь, что их авторы владеют техникой академического рисунка. Ну куда этим старомодным авторам до новаций «мрачного романтика» Теренса Коу! «В свои сложносоставные скульптуры из всякой промышленной и природной дряни он обязательно добавляет что-то лично от себя – кровь, экскременты, сперму», — на полном серьёзе восхищается будущими шедеврами собрания современного искусства Эрмитажа критик «Коммерсанта» Анна Толстова.
Впрочем, и без дурно пахнущих «скульптур» Коу на закупочной выставке было на что посмотреть. Например, на чёрный мешок, откуда торчат чьи-то руки. Сей опус Хьюма Бхабхи и назван очень мило – «Без названия». Или на творение некого Дэна Колена «Нет сексу! Нет войне! Нет мне!». Оно представляет собой написанные по-английски сии восклицания, причём таким образом, как будто автор малевал их с большого бодуна.
Вот и выходит, что «щедрые» меценаты из «Кока-колы» дают деньги на закупку в той же Америке всякого рода бессмысленной халтуры. А нас с вами Пиотровский и иже с ним держат за «натуральных лохов». Ибо уже первая закупочная выставка современного западного искусства, проведённая Эрмитажем, показала, что лучший музей страны хотят украсить подлинными… «экскрементами», повторяющими «новации» мирового авангарда 60-х годов прошлого века. И имеющими такое же отношение к настоящему искусству, как и «Кока-кола» — к здоровому питанию.
Взято с http://www.gurmannews.com/2008/02/12/durnopaxnushhij-skandal-kulturnaya-coca
Подготовлено по материалу
Андрей Щербаков.
www.pravda.ru